ПЕРВОКУРСНИКИ И...
Центр социологических исследований СФУ провел репрезентативный опрос 800 первокурсников

...БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ

Пусть проблемы и неудачи превращаются в мыльные пузыри

Обращает на себя внимание факт преобладания среди первокурсников жителей Красноярска и других городов края. Крайне незначительно представлены выходцы из сельской местности и других регионов Сибири. Поэтому для преодоления присущего сегодня СФУ статуса «краевого» вуза необходима как упорная работа по формированию его позитивного внешнего имиджа, так и создание и реализация специальной программы по привлечению выпускников общеобразовательных школ из других регионов Сибири.

У значительной части первокурсников ещё не сформировалась устойчивая профессиональная направленность, отсутствует чёткая мотивация поступления в СФУ. Причём преобладает чисто внешняя, престижно-статусная ориентация, никак не связанная с получением избранной профессии. Немаловажное значение для первокурсников имеет хорошая материальная база нашего вуза и его удобное месторасположение (прежде всего, это касается студентов, живущих на правом берегу и обучающихся на площадке Института цветных металлов). Вызывает тревогу, что почти половина опрошенных или ещё не определились относительно того, будут ли работать после окончания вуза в соответствии с полученной специальностью, или уже точно знают, что не будут. Большинство первокурсников рассматривают обучение в университете отнюдь не как способ получения «любимой» профессии, а лишь в качестве «социального лифта».

Велика роль внешних, в том числе — случайных факторов, обусловивших поступление студентов в СФУ. Мало кто принял это решение самостоятельно. До сих пор многие студенты (и их родители, друзья, родственники и учителя) нередко воспринимают СФУ не как единое образовательное учреждение, а в качестве четырёх малосвязанных вузов, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Это свидетельствует о недостаточной сформированности внешнего имиджа СФУ. При этом студенты высказывают широкий спектр ярко позитивных оценок СФУ, что предоставляет большие возможности для успешной работы по развитию его позитивного имиджа.

Крайне «неоднозначной» является массовая ориентация первокурсников СФУ на получение второго высшего образования, что в значительной мере свидетельствует о «холостой» работе «первого» высшего. Это говорит, прежде всего, об отсутствии у большинства первокурсников позитивного отношения к избранной профессии, отчасти — раннем разочаровании в ней, случайном выборе ими факультета или получаемой специальности, неуверенности, что она поможет им достичь «успеха в жизни». Сказывается и отсутствие чёткой профориентационной работы среди учащихся старших классов общеобразовательных школ.

...И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Большинству опрошенных первокурсников учиться им интересно. Значимых различий в отношении к учёбе у студентов, обучающихся на бюджетной и на внебюджетной основе, не выявлено. Однако студенты, обучающиеся на четырёх различных площадках, относятся к ней по-разному. Они заметно отличаются друг от друга и по многим другим показателям. Таким образом, дифференциация общего контингента студентов СФУ начинается ещё с выбора абитуриентами будущего места обучения и с момента поступления их в вуз.

Большинство первокурсников в целом удовлетворены организацией учебного процесса в университете. Вместе с тем, часть опрошенных студентов (20% —40%) в той или иной мере недовольны: применением информационных технологий на занятиях в аудитории (доступом в Интернет, презентациями, видео/аудиотехникой и др.), возможностями использования современного лабораторного оборудования на занятиях, обеспеченностью учебной литературой по основным предметам, системой оценивания знаний, расписанием занятий, обеспеченностью учебной литературой по курсам по выбору, возможностью поездок на конференции, стажировки, по студенческому обмену, и даже… уровнем знаний самих студентов.

Что вполне естественно, немалая часть первокурсников испытывает определённые трудности в учёбе. К числу важнейших причин, вызывающих эти трудности, относятся нехватка знаний и неумение их пополнять, плохие бытовые условия в университете, сложные межличностные отношения со сверстниками и преподавателями, а также разного рода внешние обстоятельства: удалённость учёбы от места жительства, необходимость совмещать учёбу с работой, семейные проблемы и т.п.

В структуре социальных ожиданий первокурсников от обучения СФУ преобладают практически не связанные с будущей работой по специальности: обзавестись знакомыми, друзьями, сформировать круг общения; найти спутника жизни; сформировать свое мировоззрение и обзавестись нужными для карьеры связями. Как видим, первокурсники больше ориентированы на социальную и гуманистическую функцию высшего образования, нежели на собственно профессиональную. Этот факт крайне важно учитывать в процессе формирования корпоративной культуры в университете, а также всей воспитательной работы с молодёжью.

Ценности-цели, наиболее распространенные в массовом сознании первокурсников, носят ярко выраженный статусный, индивидуалистический и потребительский характер. Важное значение для них имеют такие инструментальные ценности, как деньги и высокое социальное положение родителей, жёсткость и расчётливость, умение слукавить, приравненное к умению ладить с людьми, использование магии и колдовства вкупе с верой в Бога. Между тем исключительно важные для достижения успеха в современном обществе инструментальные ценности: образованность, ответственность и трудолюбие — усвоены первокурсниками, как правило, только на словесном уровне, слабо влияя на их реальное поведение.

Студенты, поступившие на 1-й курс в 2007 году, стали первым набором во вновь организованный Сибирский федеральный университет. Проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются в выборе будущей профессии, в процессе своей адаптации к учёбе в вузе, не являются уникальными. В практике высшего образования существуют отработанные механизмы их разрешения или, по крайней мере, смягчения. Вместе с тем СФУ создаётся и развивается как уникальное учебное заведение, учёт специфики которого зачастую требует принятия креативных и неординарных управленческих решений в сфере организации не только учебного процесса, но и всей системы работы со студенческой молодёжью.

Директор Центра социологических
исследований СФУ В. НЕМИРОВСКИЙ