Мини-сенсация
Второй том Журнала СФУ серии «Гуманитарные науки» открывается статьей В.В. Бибихина «Искусство и обновление мира»

Столь знаменитое имя в списке авторов – настоящая победа редакции журнала. Напомним, что Владимир Вениаминович Бибихин, известный российский философ, умер в 2004 году. Он работал в Институте философии РАН – переводил христианских богословов (Николая Кузанского, Макария Египетского, Григория Паламу), западно-европейских писателей и поэтов, но в отечественной культуре наиболее известен как переводчик Мартина Хайдеггера, которого «подарил русскому читателю».

С 1989 года Владимир Вениаминович начал читать лекции на философском факультете МГУ и в ряде московских институтов. Именно курсы лекций (их было подготовлено более 20) стали основой для книг, опубликованных Бибихиным в последние 10 лет его жизни. Его знаменитый «Язык философии» был переиздан дважды, сборник философских эссе «Новый Ренессанс» в 1999 г. удостоен премии Малый Букер.

Статья, которую печатает журнал СФУ, посвящена творчеству Эжена Ионеско – одного из представителей литературы абсурда. Работа появилась 25 лет назад в малодоступном научном вестнике тиражом 100 экз., так что вполне может быть отнесена к категории «неизданное наследие». К публикации в журнале СФУ готовится и вторая статья В.В. Бибихина «Поэт театральных возможностей». Кстати, работы философа – единственные в гуманитарной серии печатаются на русском языке (остальные статьи рассчитаны в первую очередь на англоязычного читателя).

Статьи В.В. Бибихина для публикации в журнале СФУ передала вдова философа О.Е. Лебедева. Мы связались с Ольгой Евгеньевной и задали несколько вопросов – о взглядах философа на судьбу России, перспективах образования, о том, что влияет на становление личности. В режиме онлайн ответы получились буквально пунктирными. Так, в связи с определением особого «места России» В.В. Бибихин считал, что “Россию устроит только мир”. В области образования признавал безусловную необходимость школы в древнем смысле “схоле”, а вот “ходить в школу” в современном понимании, по его мнению, нужно как можно меньше (поэтому четверо собственных детей философа начинали образование дома). Переломными событиями на своем жизненном пути называл занятия и общение с лингвистом А.А. Зализняком, работу у философа А.Ф. Лосева, слушание выступлений филолога С.С. Аверинцева.