Визуальная cоциология
Как вам такое сочетание?..

Доцент кафедры восточных языков СФУ, красноярский социолог Д.Н. Зуев побывал в сентябре на первом Социологическом форуме в Барселоне: он вел там секцию «Визуальная сфера и теоретические разработки», а также выступил с докладом «Сравнительный анализ визуальных самопрезентаций на социальных сетевых веб-сайтах». О форуме и о визуальной социологии, которой Денис Николаевич занимается последние четыре года, он и расскажет сегодня читателям газеты.

В 2004 году я начал читать спецкурс «Практические аспекты социальной семиотики» и познакомился с методом фото-интервью и «не-реактивными» методами соц.исследований. Затем побывал в летней школе по визуальной социологии, которую организовал Болонский университет и Международная ассоциация визуальных социологов, а с 2005 г. в Красноярске уже действовала Лаборатория визуальной социологии. Ее научный фокус — изучение городского пространства и городского сообщества, а основная задача — систематическое фиксирование тех изменений, которые происходят в социальной и пространственной структуре нашего города. Но лаборатория также занимается организацией собственно научных мероприятий (семинаров, секций) и до 2007 года устраивала студенческие выходы «в поле» с фотоаппаратом – в рамках учебного курса, которого уже, увы, нет. Например, два года подряд устраивались фотопоходы по маршруту Академгородок-Черёмушки, в ходе которых студенты могли не просто по-другому взглянуть на Красноярск, но и задуматься о городе как социальном пространстве, показать, например, зонирование города — от окраины до окраины. Кто-то делал визуальный очерк о субкультурах в Красноярске и их локализации, кто-то рассказывал о рекламе в городской среде или особенностях застройки новых микрорайонов и как это взаимосвязано с повседневной жизнью простых жителей.

Фотография в визуальной социологии – это документ, который требует умения видеть социальные проблемы в повседневности. Сбором таких визуальных документов может заниматься как сам исследователь, так и его респондент — по заданию исследователя. С помощью фотографий или видео можно показать особенности городского пространства. Например, мы выяснили, что в Красноярске до сих пор сохранилось много знаков советской эпохи — табличек, лозунгов. Сохраняется характерный для Сибири феномен деревни в большом городе — деревянные постройки и частные хозяйства прямо в сердце краевого центра (Николаевка). В последнее время наблюдается превращение этих районов в небольшие этнические анклавы.

С помощью фотоаппарата удалось развенчать мифы о том, что Академгородок – это экологически чистый район, а Черёмушки – грязная окраина. Достаточно побывать на остановке «Академгородок» весной или пройти по сосновому бору. Просто люди не обращают внимания на то, что «под ногами», и принимают это за данность, не достойную документирования. Такой элемент городского сообщества, как «двор», важное пространство для социализации, тоже очень сильно изменился — особенно в Железнодорожном, Октябрьском районах. В погоне за квадратными метрами «капиталисты»-строители забывают о простых вещах — детских площадках, хоккейных коробках, лавочках. Вчера на лавочке сидели бабушки, рядом бегали внуки, а сейчас здесь новый жилой дом, места для скамейки не нашли, и собираться людям уже негде. Значит, меньше общения, ещё больше одиночества.

Иногда помогает лонгитюдная съёмка какого-то участка города — то есть съёмка одного места через некоторые промежутки времени. Показать, насколько ярко выражено социальное неравенство в городе, тоже можно с помощью фотоаппарата, достаточно пройти по городу и зафиксировать, насколько больше стало домов с «закрытым доступом». Налицо секьюритизация общества — городское население обосабливается, за городом создаются целые охраняемые микросообщества — с высокими оградами, камерами наблюдения, собаками и будками охраны. Одновременно наблюдается трансформация индустриального пространства в коммерческое, например территории большого завода превращаются в большой торговый центр. Но это – предварительные выводы фотопоходов.

Другие методы сбора данных — это анализ фото-, видеоархивов, контент-анализ веб-сайтов, фотоинтервью, анализ графитти и т.д. Фундаментальный методологический вопрос в этой области знания – как из видеоматериала получить данные, а потом их проанализировать. Лично меня в визуальной социологии занимает анализ повседневных ситуаций с применением визуальных методов. Это близко к этнометодологии Г.Гарфинкеля и его последователей. Часто визуальную социологию смешивают с визуальной антропологией — в частности с этнографическими фильмами о малых народностях и их житье-бытье. В Международной социологической ассоциации (ISA) для этой области науки до 2008 года не было места даже в формате рабочей группы (хотя бывший президент ассоциации П. Штомпка написал целый учебник по визуальной социологии и приезжал в ГУ ВШЭ с его презентацией). В ассоциации визуальных социологов (IVSA) пока больше фотографов и киноведов, чем социологов.

На фото: визуальный очерк Д. Зуева «Легитимация захвата общественного пространства» был опубликован в журнале “Visual Studies” в 2007 г.

Идея организовать рабочую группу, а в будущем и Исследовательский комитет (RC) в составе Международной ассоциации появилась у автора этих заметок и Р. Натансона, докторанта Мичиганского Университета, ещё два года назад. Целый год мы собирали подписи в поддержку нашей группы, потом неожиданно оргкомитет первого социологического форума предложил нам провести нашу секцию, и мы получили порядка 160 докладов с пяти континентов – этого хватило бы на полноценную конференцию. Из маленькой рабочей группы получилась секция в шести тематических потоках. Самое обидное, что часть интересных докладов пришлось отклонить — места и времени хватило только на 30. Пришлось «торговаться» за время – в результате получили зал на два полных дня и всё необходимое оборудование.

Изюминкой события стало вручение денежных призов за лучшие социологические комментарии к фотографиям аспирантам и студентам разных университетов. Денежные призы установил Мемориальный фонд Рахель Танур. Следующий конкурс состоится в преддверии социологического конгресса в Гётеборге в 2010 г., высылать свои социологические комментарии и выигрывать денежные призы (за первое место — 2500$, за второе — 1500, за третье — 500). Ещё лучше — зарегистрироваться в МСА (ISA) и получать журнал «Международная социология» (на английском языке).