Эти странные учёные

В общественном сознании долгие годы культивировалось представление об учёном, как о человеке, живущем узким кругом своих научных интересов и редко на что другое отвлекающемся. И нам когда-то именно такими представлялись сотрудники различных НИИ и серьёзные профессора из университетов. Когда мы пришли в вуз, впечатление получили совсем иное: доктора наук оказались невероятно интересными людьми, которые живо и увлекательно могут рассказывать о чём угодно! Сегодня сами преподаватели, научные работники развенчивают миф о самих себе – ученых.

Зинаида Викторовна Кормухина, доцент кафедры общей физики: «Я много лет занимаюсь физикой. Но помимо этого есть и другие увлечения. Например, я рисую. Больше удается графика. В лаборатории висит один мой рисунок, который называется: «Портрет студента – мозг отдыхает»:) Специально этому не училась – читала курс лекций по фрактальной геометрии (это наука о живом в рамках синергетики) и поняла, как изображать все живое. В доме творчества и в нашем университете даже оформлялись выставки моих работ. Кроме того, всю жизнь я проездила по северу с геологами рабочим третьего разряда, до этого был альпинизм, походы в Саяны на лошадях. Но в определенное время интерес заканчивается, и я начинаю увлекаться чем-то новым. Сейчас моя страсть – цветоводство. Нравится возиться с цветами, выращивать экзотические растения. Иногда облучаю семена на гамма-установке, это повышает всхожесть, а иногда дает мутации – получается цветок, которого ни у кого нет!»
Марина Викторовна Сашенко, зам. декана факультета филологии и журналистики: «Ученый сегодня – это чаще человек более молодой, чем ученый прошлых лет. При этом, когда молодые люди становятся профессорами и кандидатами наук, они сохраняют все привычки и увлечения, присущие им в молодости. Главная черта, которая их объединяет, я считаю, – это одержимость своим любимым делом».
Тамара Петровна Стримжа, учёный секретарь кафедры геологии месторождений и методики разведки, Институт горного дела, геологии и геотехнологий: «Раньше была такая классификация учёных на 7 групп: три из них я хорошо помню. Это учёные-энциклопедисты, учёные-новаторы и те, кто работает над одной и той же темой в течение всей своей жизни, то есть увлечённые одной идеей. Я встречалась с разными типами учёных, но сейчас мне на ум приходит наиболее яркий пример учёного-новатора – это Макаров Владимир Александрович, директор нашего института. Он постоянно внедряет новые проекты, ведёт их разработку, придумывает, ищёт что-то новое. Словом, для таких людей всегда важно найти и сказать своё слово в науке».
Надежда Николаевна Матюнькова, доцент кафедры международных экономических отношений и маркетинга, ИГУиРЭ: «У меня есть приятельница хорошая, Вера Викторовна Печёнкина, так вот она обладает невероятным интересом к жизни, причём её интересует буквально всё! Помимо того, что она великолепный учёный, доктор экономических наук, она ещё владеет прекрасным даром слова: каждую мысль за ней хоть записывай, настолько высокая у неё культура изложения. Плюс она увлечёна дизайном, сама может себе вышить бисером сумочку.
Ещё один ценный её талант – собирать вокруг себя людей. При этом Вера Викторовна собирает как своих друзей-преподавателей, учёных, так и студентов. На кафедре по её инициативе появилась такая традиция: выпускники должны приходить на кафедру не когда им заблагорассудится, а в один, установленный специально для этого день. Да ещё бывшим студентам преподаватели готовят небольшие подарки».
Ирина Сергеевна Багдасарян, кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента высоких технологий, ИГУиРЭ: «Первый, кто мне приходит на ум, это Роберт Семёнович Немов – профессор МГУ имени Ломоносова, доктор психологических наук. Когда я у него училась, он был совершенно явный антипод учёному-сухарю. Это невероятно обаятельный мужчина, галантный, умный и очень красивый. Весь курс в 8 утра сидел в битком набитых аудиториях МГУ, при этом девушки были не просто хорошо причёсаны, а при самых своих лучших нарядах. Слушали его всегда с огромным вниманием: ко всему прочему, он прекрасно владел ораторским искусством.
Таких учёных достаточно много, я бы сказала, что их большинство – обаятельных людей, прекрасных душой. А с учёными-сухарями мне, к счастью, в жизни не довелось встречаться».
Галина Викторовна Протасова, ст. преподаватель кафедры инженерной графики, Института горного дела, геологии и геотехнологий: «У меня нет стереотипа учёного как человека замкнутого или живущего только научной жизнью. Наоборот, в жизни я сталкивалась с такими людьми, которые всегда, кроме науки, имели массу других увлечений и интересов. Вспоминаю одного учёного, который писал докторскую и в то же время регулярно ходил на Столбы. С собой у него всегда была папка: её он брал на случай, если ему придёт какая-то мысль, и он сможет её тут же вписать в свою работу.
Докторскую он успешно защитил».
Георгий Иванович Кузнецов, доктор технических наук, профессор кафедры инженерной экологии ПИ, академик Международной академии наук высшей школы: «Мне не хочется развеивать миф о кабинетных схоластах. Наверное, и такие есть. Но я резко отличаюсь от всех мифов, живу полной жизнью и с такими учёными, которые замкнуты в своём научном мире и больше ничем не интересуются, не встречался. Я всегда был нацелен на результат, на приложение своих знаний на практике. Нормальные думающие люди редко сидят на месте: волка ноги кормят, как известно. Если и есть «кабинетные учёные», то их мало. Сейчас более востребованы люди подвижные, которые заняты в разных сферах, ведут различные разработки».
Владимир Кондратьевич Чернов, профессор, Институт фундаментальной подготовки: «Ни разу я не встречал учёного, живущего только своей научной жизнью. Всегда это были люди интересующиеся, ищущие, не замкнутые в себе. Пожалуй, могу назвать только одного известного учёного – английского физика Кавендиша, который жил в 18-19 вв. Говорят, он был действительно замкнутым, почти не общался с женщинами. А так учёные – те же люди. Просто токарь, например, после того, как уйдёт с работы, тут же про неё может забыть, а учёный – никогда. В голове у него будет постоянно идти мыслительный процесс и решаться нерешённые задачи – уж так устроено наше мышление».

Олеся Герасименко, Анастасия Андронова

Похожие материалы