Культурология найдёт выход из экономического криза

В июне 2009 года кафедра культурологии Гуманитарного института начала проведение периодических учебно-научно-методических семинаров «Теория и практика прикладных культурных исследований».

Задача семинарских собраний – объединение гуманитариев (культурологов, социологов, филологов, психологов и т.д.) для решения социальных и экономических проблем Красноярского края и современной России. Первое правило семинаров: гуманитарные науки необходимо избавить от схоластических (скучных и до боли традиционных) подходов и взять курс на перспективные экспериментальные методы культурных исследований. Как показывает практика, результатом современных культурологических и других гуманитарных экспериментов становятся такие знания, которые позволяют осуществлять эффективное социально-экономическое управление.
Первым конкретным шагом на пути привлечения гуманитарного знания для социально-экономического планирования стало проведение серии круглых столов «Диалог культур в пространстве Красноярского края: дискуссии по актуальным проблемам межкультурных отношений». Главный идейный вдохновитель семинаров – Наталья Петровна Копцева. Модерировать круглые столы ей помогают ассистенты кафедры культурологии и студенты.

Проблема, решаемая на круглых столах – миграционная политика Красноярска и Красноярского края. Всем очевидно, что сейчас в городе сосуществуют люди разных конфессий и национальностей. Это видно даже в СФУ, где учатся и китайцы, и афроамериканцы, и азиаты. Так что тема избрана не случайно, а необходимость разобраться с культурой каждой национальности подсказана статистикой.

К 2020 году население края будут составлять преимущественно люди других национальностей.

С этим неизбежным фактом придётся рано или поздно мириться. Круглые столы посвящены попытке заглянуть в будущее и спрогнозировать, как будут развиваться межнациональные отношения в городе и крае в дальнейшем. Важно уже сейчас понять, каким образом необходимо организовать толерантное межнациональное взаимодействие.

Круглые столы проводятся в течение всего ноября. Уже прошли встречи с азербайджанцами, киргизами, впереди – дискуссии с представителями других национальностей – китайцами, украинцами, армянами, цыганами и т.д. Для того чтобы выборка оказалась показательной, приглашаются разные представители каждой национальности – от интеллигентов до простых рабочих. Достоверность исследования определяется тем, что кроме подготовленных высказываний со стороны каждой национальной общности опытные модераторы задают острые вопросы, превращающие круглый стол в беседу начистоту.

Одной из проблем, решаемых на круглых столах, является религиозная идентификация каждой национальной группы. Интерес к религиозной специфике каждой национальности не случаен – виной опять-таки статистика: в это сложно поверить людям, пережившим атеистический режим, но учёные прогнозируют рост религиозности мирового сообщества. И вот гуманитарии «встают на уши», представляя себе это странное будущее, когда, например, в Красноярске разом начнётся религиозное возрождение у православных, мусульман, иудеев и т.д. Возникает вопрос: «Не приведёт ли это к серьёзным конфликтам?». Ответ будет найден в результате исследования.

В конце октября состоялась первая беседа с представителями азербайджанской диаспоры. На неё пришли очень успешные представители диаспоры – юристы, музыканты, танцоры, преподаватели. Азербайджанцы сразу заявили, что ими постулируется толерантность по отношению к другим культурам. Но провокационные вопросы модераторов всё же выявили, что гостей многое возмущает в русской культуре. Например, сама возможность того, что девушка может курить и тем более делать это на улице! А уж если речь заходит о браках с русскими, то здесь для азербайджанцев совершенное табу – никаких смешанных браков.

В целом круглый стол проявил то, что, видимо, каждая национальность живёт в собственной картине мира, которая никак не соотносится ни с картинами мира других национальностей, ни с объективной реальностью. Оказалось, что для азербайджанцев существует строгое разделение национальностей по профессиям: армяне строят дороги, азербайджанцы идут в юристы, таджики – это строители.

Разговор о религии проявил такой момент: пришедшие говорили о внутренней религии, они не стремятся досконально соблюдать правила мусульманской веры и в мечеть преимущественно не ходят.

Активнейшее участие в беседе приняла женская половина азербайджанской диаспоры – красивые, интеллигентные женщины, прекрасно владеющие русским языком. И вновь вспомнились статистические прогнозы: учёные пророчат повышение значимости мусульманских женщин в социальном и политическом мире. Вливаясь в ритм европейской жизни, они будут подпитываться энергетикой освобождения, которая обеспечит их преимущество перед другими.

Чисто человеческий шок у россиян-исследователей вызвала традиция, про которую было упомянуто в разговоре: азербайджанки узнают своего мужа за три дня до свадьбы. Всем присутствующим женщинам-азербайджанкам посчастливилось не тратить время впустую на поиски «того самого!», «того единственного!», а просто проснуться в день свадьбы, и вот он уже рядом.

Конечно, речь зашла и о проявлении национальной нетерпимости со стороны русских людей к азербайджанцам. По словам представителей азербайджанской диаспоры, национальную ненависть испытывают только малообеспеченные социальные классы. Также выяснилось, что мало кто из русских различает таджиков, армян, азербайджанцев. Оказалось, путают это даже ответственные за слова телевизионщики, без разбора «клеймящие» всех азербайджанцами. Может, уже пора учиться различать?

Александра СЕМЁНОВА

С результатами исследования и новыми сведениями по каждой национальной группе мы планируем знакомить наших читателей.

Похожие материалы