Культурный диалог с Таджикистаном

Практически весь ноябрь в Гуманитарном институте проходили круглые столы на тему «Диалог культур». Состоялись встречи с представителями армянской, еврейской, хакасской и таджикской диаспор.

Рассказать об этнических особенностях данных культур – значит попытаться расшатать те стереотипные представления и мифы, которые устойчиво осели в наших умах по непонятным причинам. Подобные стереотипы и социальные предрассудки порождают конфликты в повседневности, а преодолеть их – дело каждого по-настоящему культурного человека. С такого разговора и началась встреча с представителями таджикской диаспоры.

Представители Таджикистана, наверное, серьёзнее всех подготовились к встрече за круглым столом. Думая о том, что обсуждение таджикской культуры на кафедре сведётся к презентации народного творчества, рассказу о праздниках и традициях, они настаивали на показе ста тринадцати (и ни одной меньше!) картин своих соотечественников. Но узнав, что аудитория не выдержит такого количества картин, решили остановиться на варианте традиционного угощения – лавашем и фруктами.

Современная ситуация говорит о том, что отношение к таджикам действительно проблемное – о них в быту слышно много негативного: временные рабочие, нелегалы и т.д. Но на нашем круглом столе они предстали как умные люди, зрящие в корень – а именно в причины всего, происходящего вокруг. Кроме того, прекрасные стратеги, которые хорошо подготовились к встрече: не привели с собой ни одну женщину, чтобы не было большого количества эмоций и женщины нам «всего не рассказали».
На встречу приехали самые авторитетные представители диаспоры.А так как они готовились рассказывать про свои культурные мероприятия, их пришлось долго уговаривать перестроиться и заговорить о самом главном – о культуре как она есть, то есть о повседневной жизни.

Очень противоречиво и горячо обсуждалась тема семьи. В таджикской культуре категорически не принято спорить с родителями и совсем невозможно их ослушаться, дети должны в первую очередь ухаживать за родителями, а уже потом растить своих детей, которых должно быть много и чем больше, тем лучше. Например, у одного из гостей – десять братьев и сестёр, а у его родителей – сто двадцать шесть внуков. Есть ещё и третий аспект в теме семьи: в Таджикистане разрешено многожёнство. Как говорится, «потому что на десять девчонок по статистике девять ребят». А сегодня статистика говорит, что уже даже не девять. И в такой ситуации система многожёнства кажется достаточно гуманной. Как сказали таджики: «Зачем обижать остальных?». Правда, для многожёнства существует много условий: согласие предыдущих жён, способность мужчины обеспечить достойную жизнь каждой и уделить одинаковое внимание. Но для нас, конечно, так и осталось незыблемым: раз полюбил и выбрал именно меня, то будь добр нести свой крест.

По словам представителей диаспоры, надежды таджиков всё же связаны с возращением на Родину: там хочется встретить старость и жить в большом доме, где хватит места всем членам огромной семьи и где есть сад. По крайней мере умирать людей отправляют в Таджикистан любыми средствами.

В конечном счёте таджики предложили создать на кафедре музей разных культур и преподнесли первый экспонат для уголка таджикской культуры – тюбетейку.

Саша СЕМЁНОВА

Похожие материалы