Андрей Дубенский – украинец, поляк, русский?

Кафедра культурологии Гуманитарного института СФУ за два месяца непрерывного общения с представителями различных диаспор, существующих в Красноярске, открыла для себя город с непривычной стороны. Оказывается, здесь живёт множество людей, чей быт разительно отличается от привычной для нас повседневности: кто-то ходит в синагогу каждую субботу и живёт в ожидании отъезда в Израиль; кто-то имеет несколько жён; кто-то просыпается однажды утром, знакомится с мужем, а вечером их уже ждут в ЗАГСе...

Открыть всё это многообразие оказалось возможным благодаря круглым столам «Диалог культур», которые были задуманы и модерировались их главным вдохновителем Натальей Петровной Копцевой, организовывались преподавателями кафедры – Натальей Баховой, Юлией Замараевой, Натальей Либаковой, Ксенией Резниковой, Владимиром Лузаном, Екатериной Сертаковой, Натальей Пименовой и многими другими. Активными участниками были студенты молодой специальности «Культурология».

Помимо мировоззренческих и научных открытий кафедра обрела много новых дружественных связей по всему городу, и даже красноярские политики заинтересовались возможностью культурологов быть полезными городу. Одним из центральных тезисов круглых столов был тот, что учёные живут не в далёком от жизни мире, а умеют использовать научные открытия для решения актуальных проблем бытового уровня, повседневности, в которую мы постоянно погружены и которая, по сути, является самой значимой частью человеческой жизни.

Дискуссии заставили серьёзно задуматься и о русском этносе. Началось всё со встречи с еврейской диаспорой, которая парировала вопросом на вопрос: «Мол, что это вы, русские, всё о других думаете? Вы бы о себе лучше подумали! Кто такие русские есть?». Следующие встречи только сгущали тьму над нашим этносом – численность русских, мол, сокращается. «А чего ж ей не сокращаться, когда у вас каждая вторая (а то и первая) девушка курит? И мини-юбки все носят – аж пупок голый», – сошлись в наблюдениях представители абсолютно всех диаспор!
Один из последних круглых столов был посвящён встрече с представителями украинской диаспоры. Организовать подобный круглый стол оказалось не так-то просто: если остальные диаспоры с радостью шли на встречи, были готовы рассказывать о себе и буквально показывать свои традиции, то украинцы оказались не так сговорчивы. Главной причиной нежелания участвовать было то, что нет никаких украинцев в Сибири, кто тут живёт – уже русский. Но, наконец, украинская диаспора и по совместительству народный хор решила всё-таки, что им есть, что рассказать о себе. То, что на встречу пришёл именно хор - не случайно, украинцы даже рассказали анекдот на эту тему: «Спрашивают все народы, что они полезного сделали для мира. Когда дело доходит до украинца, он не находит, что ответить, и, немного подумав, говорит: «Зато як гарно спiваем». Вот и культурологи с украинцами полвстречи беседовали, а полвстречи слушали народные песни. Начали с колядок и закончили песнями на стихи Тараса Шевченко – поэта, который столь же значим на Украине, как Александр Пушкин в России.

Особенно задушевно с мужским соло звучала песня «Дивлюсь я на нэбо, тай думку годаю, чому я нэ сокил, чому нэ летаю...».

В связи с тем, что тема отношений Украины и России активно обсуждается в политической среде и в средствах массовой информации, договорились сразу, что о политике ни-ни. Хотя всё же политические дела так и норовили проскочить в общую беседу. В частности, в быту украинцы и русские совсем не понимают, зачем политики так активно взялись разъединять наши нации – с одной историей и с одними корнями.

В очередной раз круглый стол подтвердил известный тезис о том, что национальность – это язык, на котором ты говоришь. Так вот украинцы, живущие в Сибири, говорят практически только на русском. Если старшее поколение (50-60 лет) ещё помнит язык своей Родины (помнит, но не пользуется), то их дети и внуки уже говорят только на русском. Они полностью ассимилировали с сибиряками и даже скептически относятся к упоминанию о делах Украины. Поговорили немного и об украинских словах: правильно говорить УкраИна, а не УкрАина, потому что название происходит от украинского «краИна», что значит «страна», «Родина». А вот слово «хохол» фактически не является обидным, так как происходит от специфически уложенной украинской чёлки, но в быту многие украинцы явно со скепсисом относятся к данному именованию.

Украинцы попадали в Сибирь несколькими путями: были репрессированы во время раскулачивания; поехали в Сибирь осваивать земли во время проведения Столыпинской реформы; по распределению, испытывая энтузиазм и патриотические чувства, отправились строить новые заводы, ГЭС и т.д. И настолько сроднились с сибирской землёй, что пытаются усмотреть украинские корни в происхождении красноярцев: мол, ходят слухи, что Андрей Дубенский был украинцем. Правда, поляки при этом считают его поляком, а белорусы – белорусом. Так что во избежание недоразумений пусть как был русским, так и остаётся.

В целом, как мы поняли, живётся украинцам на красноярской земле хорошо: спивают, рассказывают про свою культуру в школах, учат украинскому языку, варят вареники, угощают салом и даже ресторан с известной украинской кухней у нас в городе существует. А что до политических неурядиц, так это совсем не культурологическая история!

Александра СЕМЁНОВА
Фото Натальи Пименовой

Похожие материалы