Путь в профессию

В вузах часто говорят о том, что студенты во время обучения должны пробовать себя в действующих фирмах и заниматься практикой, чтобы на выходе получались готовые специалисты.

В Институте психологии, педагогики и социологии создана студенческая научно-исследовательская лаборатория социологии (СНИЛС), которая вводит студентов в профессию. Мы встретились со студентами-социологами 4 курса Александрой Ситниковой, Ксенией Шатровой и их научным руководителем – доцентом кафедры социологии Дмитрием Олеговичем Труфановым.

– Расскажите, как всё началось?

Д.Т.: Два года назад на лекции я высказал студентам-социологам идею о возможности создания лаборатории. Так сказать – посеял зерно… А студенты загорелись идеей! И началась работа. На тот момент был заказ на исследование от администрации Красноярского края. Нужно было изучить этническую толерантность у учащихся среднеспециальных учебных учреждений Красноярска. Работу сделали качественно, заказчики остались довольны. Таким образом состоялось первое самостоятельное исследование, где у студентов была возможность попробовать себя в настоящем деле, оценить – какие навыки есть, а какие требуют развития. С тех пор стали задумываться об официальном оформлении в структуру.

– Теперь у вас есть должностное распределение?

К.Ш.: Каждое исследование предполагает новую конструкцию должностей. Строгой иерархии у нас нет, потому что, приступая к каждому новому исследованию, мы понимаем, кто и в какой мере может принимать участие в работе. После формирования штата назначается руководитель исследования.

Д.Т.: Им может стать любой студент из нашей лаборатории. По большому счёту – это товарищество студентов и преподавателей (пока – преподавателя), которое способно решать одновременно несколько практических задач.

– Кто заказывает у вас исследования?

Д.Т.: У нас есть контакт с представителями администрации Красноярского края, которые заинтересованы в получении социологической информации. Кроме того, любое подразделение нашего университета может оформить свой заказ. К нам обращаются, когда есть недостаток в информации, и лаборатория её предоставляет. Но, конечно, мы не считаем себя волонтёрами и хотели бы работать на коммерческой основе. Это позволило бы студентам почувствовать себя профессионалами, а не просто заниматься в рамках учебного процесса. Однако мы готовы браться за неоплачиваемые исследования, которые нам интересны. Любое решение по этому поводу принимается коллективным голосованием сотрудников лаборатории.

– А много у вас сотрудников?

К.Ш.: Для участия в СНИЛС приглашаются все студенты-социологи. Например, из нашей группы пришли около десяти ребят. Но после первой же работы люди начинают отсеиваться.

Д.Т.: Работа у нас серьёзная, требующая временных и личностных затрат. А к трудностям, как показывает практика, готовы не все. С одной стороны, не хочется полностью вкладывать себя в эту работу, но с другой, нужно всё-таки выходить в поле профессиональной практики и совершенствоваться. Каждый решает для себя что-то на этом этапе.

– Какие исследования уже провели?

А.С.: Основатели СНИЛС – Юля Баева, Даша Коростелёва, Мария Монахова, нынешние студенты 5 курса специальности «Социология», и участники, которые присоединились позже, принимали участие в полномасштабном исследовании в рамках гранта от администрации Красноярского края, с командировками. Изучали жизненные траектории молодёжи Красноярского края, массив данных был огромным. А именно мы, нынешний 4 курс, за 2009 год приняли участие в двух крупных социологических исследованиях. Весной проводили совместную работу с молодёжным центром Железнодорожного района: изучали отношение молодёжи Красноярска к добровольческой деятельности. А перед Новым годом сдали отчёт на кафедру педагогики высшей школы СФУ: изучали мотивацию студентов к поступлению на дополнительную специальность «Преподаватель» (передо мной отчёт более 100 страниц – прим А.А.).

– А в чём заключается ваша работа?

К.Ш.: В первую очередь, когда к нам поступает заказ, мы должны чётко понимать, что хочет заказчик, какие вопросы его интересуют. После этого распределяем обязанности. Далее проводится полный курс социологических процедур: составляется программа исследования, разрабатывается инструментарий (например, анкета, фокус-группа), в завершение данные обрабатываются и составляется аналитический отчёт.

А.С.: Жаль, конечно, что у нас нет помещения и оборудования, приходится заниматься всем в домашних условиях.

– А вы хотели бы оформить свою организацию?

Д.Т.: Конечно, мы заинтересованы в институализации нашей лаборатории. Если появится постоянное место, где мы сможем работать, а в идеале – если бы нам выделили оплачиваемую ставку или даже две… (улыбается), мы вполне способны развиться в структуру, которая целенаправленно занималась бы введением студентов-социологов в поле профессиональной практики.

А.С.: Хорошо было бы ещё создать вкладку на сайте СФУ, где мы могли бы размещать новости, вести социологический форум, выкладывать готовые материалы.

– Значит, работать в дальнейшем планируете по специальности?

А.С.: Я всерьёз задумываюсь об аспирантуре, хочу продолжить свою деятельность в науке. Но быть одновременно и теоретиком, и практиком – никто не мешает. Правда, изначально поступать хотела на журфак, но передумала – стало интересно узнать технологии и хитрости работы с общественным мнением. И о своём выборе ни разу не пожалела!

К.Ш.: Когда поступала, долго думала, с какой сферой деятельности связать свою жизнь. Хотела заняться PR-технологиями, но появилось убеждение, которого я придерживаюсь и сейчас, что социолог может делать то же, что и пиарщик, а пиарщик функции социолога выполнять не может. Хотя на первых курсах было не так интересно, как сейчас, когда у нас идут профильные предметы и есть такая практика! Жалко было бы бросить этот багаж знаний и полученный опыт. Жизнь покажет, что будет дальше.

– Но вернёмся к исследованиям. С какими трудностями вам приходится сталкиваться?

К.Ш.: Самая большая проблема, что на полевом этапе студентов воспринимают не вполне серьёзно, а скорее как практикантов, которые делают это для отписки. А мы относимся к этому очень ответственно. Конечно, не всегда хватало навыков, особенно на первых порах, но помогали старшие курсы и Дмитрий Олегович. Для нас это неоценимый опыт. И сейчас мы уже можем считать себя специалистами, чего не могут сказать о себе, например, наши однокурсники, у которых реальной деятельности не было.

– Дмитрий Олегович, а Вам-то это зачем?

Д.Т.: Да я тоже задаю себе этот вопрос (смеётся). Во-первых, я получаю удовольствие от работы, а это главное. Во-вторых, у меня есть убеждение, что исключительно теоретические материалы – это только часть компетенций, которые можно дать студенту; преподаватель обязан вводить своих студентов в практику. И, в-третьих, я сам многому учусь. Студенты научили меня быть руководителем в самом широком смысле. Мы работаем в коллективе, где приходится принимать решения, касающиеся регулирования межличностных отношений, а это тоже непросто. Опять же, моя компетентность повышается, поскольку я вынужден быть примером. Работай я в одиночку – мог бы отказаться от интересного предложения, если оно требует личных эмоциональных затрат. А студенты меня из этого болота лени вытягивают.

– То есть всегда готовы к новым заказам?

А.С.: Да, лаборатория готова сотрудничать со всеми, кому требуется наша помощь. Мы уже обладаем опытом для того, чтобы проводить большие серьёзные исследования. Ждём новых заказов!

Анастасия АНДРОНОВА
Рисунок Елены КАРПИЛЕНКО

Предлагаем вниманию наших читателей одно из исследований СНИЛС - о мотивации студентов, обучающихся на дополнительной специальности «Преподаватель», к поступлению на данную специальность
Аналитический отчёт(.rtf, 163.92 кб)

snils-sfu@mail.ru
244-36-41 (Д.О. Труфанов)

Похожие материалы