Строительная смена

Сибирский федеральный университет стал победителем открытого конкурса по отбору программ развития кооперации российских высших заведений и производственных предприятий, проводимого Министерством образования и науки РФ. В реестр победителей конкурса вошли два проекта университета, один из которых разработан сотрудниками Инженерно-строительного института. Рассказать о нелёгкой победе, совпавшей с реорганизацией института, мы попросили к.т.н., доцента, заместителя директора ИСИ по учебно-методической работе Наталию Александровну АРТЕМЬЕВУ.

— Наталия Александровна, вы принимали непосредственное участие в разработке проекта, получившего грант. Давайте назовём его полностью: «Производство ресурсо­сберегающих полнофункциональных строительных модулей (конструкций, домокомплексов) для массового строительства малоэтажных молодёжных посёлков». Расскажите подробнее, каким образом будет развиваться сотрудничество института с промышленным партнёром?

— Основная цель, которую ставили организаторы конкурса, — стимулирование использования местными производственными предприятиями потенциала высших учебных заведений для развития наукоёмкого производства. Наш партнёр — управление специального строительства территории № 9 при федеральном агентстве специального строительства — заинтересован в разработках СФУ и предоставляет пилотную площадку в Железногорске для реализации нашего проекта. Институт, в свою очередь, получает финансирование на проведение научных работ на три года. Полная сумма субсидирования составляет 80 млн рублей. Финансирование осуществляется из двух источников (федеральный бюджет и УССТ № 9) в одинаковом объёме — по 40 млн рублей. Работа начинается в 2010 и должна быть завершена в 2012 году. Я считаю, есть все основания гордиться этой победой — мы выиграли у сильных соперников и сделали это в достаточно проблематичный период для института.

— Вы имеете в виду период становления института в новом качестве? Давайте поговорим об этом. Института градостроительства, управления и региональной экономики больше не существует — что же пришло на его место в кластере строительного образования?

— Структурные изменения произошли: на базе трёх факультетов, вошедших в состав ИСИ (дорожно-строительного, строительного, инженерно-экологического), было создано два отделения: отделение промышленного и гражданского строительства (руководитель В.И. Савченков), строительства инженерной инфраструктуры и дорог (руководитель И.Я. Богданов). Произошло укрупнение кафедр — из 13 существовавших образовалось пять: проектирования зданий и экспертизы недвижимости; строительных конструкций и управляемых систем; строительных материалов и технологии строительства; автомобильных дорог и городских сооружений; инженерных систем зданий и сооружений. Предпринятые ходы позволили оптимизировать и упростить внутреннее деление института, привести его «содержание» в соответствие с требованиями двухступенчатой системы образования.

В данный момент ИСИ проводит обучение по 8 специальностям, в число которых вошли «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Проектирование зданий», «Экспертиза и управление недвижимостью» и другие; действует внедрённая в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения программа подготовки бакалавров, функционируют две магистерские программы: «Экспертиза и управление недвижимостью», «Современные методы расчёта плоских и пространственных систем на основе дискретных и континуальных моделей». Приказом № 54 от 18 января 2010 г. Министерства образования и науки РФ введён в действие образовательный стандарт третьего поколения, в соответствии с которым мы переходим на двухступенчатую систему образования. Поэтому сейчас наш институт на пути отказа от специалитета, хотя студенты, поступавшие на него, конечно же, будут доучиваться в запланированном порядке.

— На какие специальности в этом году был самый высокий конкурс?

— Специальности «Проектирование зданий», «Городское строительство и хозяйство» наиболее популярны у абитуриентов. Традиционно востребованы «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобильные дороги и аэродромы». А вот специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и «Водоснабжение и водоотведение», к сожалению, менее успешны в плане набора студентов.

— Очевидно, реорганизация института повлекла изменения кадрового состава?

— У нас не было такого радикального увеличения штата, как в Институте архитектуры и дизайна, в основном мы сохранили профессорско-преподавательский состав факультетов и кафедр, вошедших в об­ъединение. Стараемся поддерживать нормативный для технических специальностей баланс 1 преподаватель на 10 студентов, хотя с удовольствием принимаем в качестве сотрудников аспирантов вуза. Например, на специальности «Проектирование зданий» требуется особенно творческий подход к работе со студентами, и там дополнительные специалисты не помешали бы.

— Каков общий контингент Инженерно-строительного института на данный момент?

— Порядка четырёх тысяч человек, считая студентов заочной и ускоренной форм обучения — наш институт третий по величине в СФУ. А ещё к нам в течение всего года приходят посетители курсов дополнительного образования. В связи с внедрением специализированного проекта о саморегулировании в Российской Федерации, работодатели строительной отрасли нуждаются в высококвалифицированных кадрах — и к нам в Центр переподготовки и повышения квалификации (руководитель Р.А. НАЗИРОВ) поступают курсанты и обучаются по новым программам, разработанным нашими специалистами.

— Наталия Александровна, помимо уже упомянутого проекта, выигравшего министерский конкурс, какие еще новости научной жизни есть в институте?

— Наши сотрудники активизировали свою научную работу. Работают над докторскими диссертациями Сергей Владимирович ДЕОРДИЕВ — заведующий кафедрой строительных конструкций и управляемых систем, Вадим Вячеславович СЕРВАТИНСКИЙ — заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений. Кстати, наибольшее количество аспирантов обучается в настоящий момент как раз на кафедре Вадима Вячеславовича.

В этом году в нашем институте впервые состоится защита магистерских диссертаций — волнующий момент не только для будущих магистров, но и для руководства института. Наконец мы сможем по факту оценить сильные и слабые стороны разработанных для магистрантов программ, усовершенствовать их, исправить допущенные недочёты. А вот процент защищающихся аспирантов не так велик, как хотелось бы. Но у этого есть объективные причины: сам процесс проведения испытаний и экспериментов у молодых учёных-«технарей» очень трудоёмкий, длительный по времени.

— Раз уж разговор зашёл о молодёжи: мне известно, что руководство института недавно принимало участие в собрании Международной ассоциации строительных вузов в Воронеже, где, в том числе, поднимался вопрос профильного образования. Удалось ли наладить контакт с этой организацией?

— Мы выходим на новый уровень сотрудничества с ассоциацией, это очевидно. В следующем году прогнозируется критическое уменьшение числа абитуриентов в связи с демографической ямой 90-х годов; проще говоря, нам практически некого станет учить.
Борьба за студентов обретёт особо крупные масштабы, но институт должен жить. Реальным выходом может стать предложенное собранием вузов партнёрство среднего специального и высшего образования.

ИСИ выгодно разрабатывать единую методическую базу, позволяющую обучать как выпускников средней школы, так и выпускников профессиональных техникумов. В принципе, СФУ следует духу Болонского соглашения, а значит, нам предстоит внедрять изначально ориентированное на работу в строительной отрасли обучение: заказчик уже диктует вузу, какого рода специалистов желает получить «на выходе», и институт должен учитывать эти пожелания.

Председатель Законодательного Собрания края Александр Викторович Усс не зря назвал Сибирский федеральный университет «модельным вузом». Наш институт сейчас буквально находится в эпицентре экспериментов — как формальных, так и содержательных, и это нормально. В конце концов, нынешнее «кипение идей» гораздо продуктивнее застоя.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы