Судебная система: компетентное мнение

Одним из гостей Юридического института, который праздновал этой осенью своё 55-летие, стал известный всему юридическому сообществу В.В.ВИТРЯНСКИЙ — доктор юридических наук, заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ. На проходящей в СФУ научно-практической конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества» наш корреспондент сумела побеседовать с Василием Владимировичем — экспертом российского масштаба.

— Василий Владимирович, арбитражная судебная система сравнительно молодая, каковы перспективы её развития в свете модернизации?

— Молодая — понятие относительное, потому что первые коммерческие суды в России были созданы ещё в начале 19 века. В советские времена работали госарбитражи, а с 1992 года действует система арбитражных судов. Но эта система создавалась ведь не на пустом месте. Что касается реформ в системе арбитражных судов, то они не останавливались ни на один день, начиная с 1992 года, когда был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс РФ (кстати, следующий кодекс приняли через три года). Действующий сегодня АПК РФ был принят в 2002 году. Как видите, на протяжении 18 лет приняты три кодекса, и в последний постоянно вносим изменения. Кстати, свежие поправки внесены нынешним летом — мы внедрили в арбитражный процесс элемент электронного правосудия. Теперь можно подавать исковые заявления в установленной форме через Интернет и точно так же можно представлять доказательства в материалы дела. Новшество значительно упрощает сторонам доступ к правосудию.

В ближайшее время в системе арбитражных судов будет создаваться патентный суд для рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности. Есть уже поручение президента по разработке законопроекта о создании суда для разрешения финансовых споров (споры на финансовых и фондовых рынках). Далее на подходе утверждение закона о реабилитационных процедурах в отношении граждан-должников. Если закон будет принят, любой гражданин сможет подать заявление о своём банкротстве, чтобы приостановить действие коллег, кредиторов против него.

— Речь о необходимости принятия закона о банкротстве физических лиц ведётся уже очень давно. Почему же затягивается его принятие?

— Текст законопроекта на сегодняшний день отработан полностью, разногласий нет абсолютно. Но принятие действительно затянулось. Чтобы этот закон заработал как следует, необходимо подготовить структуру арбитражных судов. Разные есть пути: можно просто увеличить количество судей в арбитражных судах, и граждане будут туда подавать свои заявления с просьбой утвердить план реструктуризации задолженности с рассрочкой до пяти лет. Однако, если гражданин-заёмщик проживает, например, в Норильске, то ему придётся приезжать в Красноярск, а потом неоднократно появляться на заседаниях суда — на предварительном заседании, где будет проверяться обоснованность требований, а впоследствии — по любой жалобе, когда будут возникать разногласия со стороны кредиторов. Есть и другой путь — открыть судебное присутствие арбитражного суда в том же Норильске. Потому что и сам суд должен контролировать ход выполнения плана погашения долгов. И тот, и другой путь возможен. Но надо всё продумать до мелочей. И многое зависит от уровня развития общества, от финансовых возможностей в нашей стране.

— В действующий закон «О несостоятельности (банкротстве)» — кстати, вы были одним из разработчиков — постоянно вносятся поправки. Означает ли это, что он тоже нуждается в реформировании?

— Мне бы очень хотелось, чтобы ввели мораторий на какие-либо изменения в законе о банкротстве. Начиная с 2008 года этот закон изменялся уже несколько раз, причём сквозным порядком по всему тексту. Хорошо бы сейчас уже ничего не менять, а лет пять поработать стабильно. Закон, я считаю, неплохой — никаких безобразий в сфере банкротств, как это было, когда действовал закон 1998 года, сегодня нет. Тем не менее, уже подготовлен законопроект «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)», где вводится ряд принципиально новых для российского законодательства правил, т.е. предпринята очередная попытка внести изменения в нормы действующего закона о банкротстве. Мы выступаем за то, чтобы остановить, наконец, эту законотворческую вакханалию.

— Одной из болевых точек работы арбитражных судов была чрезмерно высокая нагрузка на судей. Что изменилось в последнее время?

— Компетенции арбитражного суда растут из года в год, увеличивается количество и категории рассматриваемых дел. Чтобы разгрузить суды, нам удалось добиться некоторого снижения дел по налоговым спорам. Каким образом? Была введена апелляционная инстанция в самой системе налоговых органов. Однако в целом нагрузка на судей не уменьшилась. За прошлый год отмечается рост дел на 45 процентов — можете себе такое представить?!

— С чем же связан такой бурный натиск на суды?

— Я думаю, это последствие кризиса, потому что рост идёт в основном за счёт гражданско-правовых дел, когда кредиторы уже проявляют нетерпимость, не могут давать отсрочки, а просто требуют взысканий. Выросло количество дел практически по всем категориям споров, за исключением административных. По гражданско-правовым спорам наблюдается рост свыше 60%. Во многих арбитражных судах первой инстанции судьи до 80 дел в месяц рассматривают, что очень
тяжело…
— Сейчас много говорится о модернизации судебной защиты права собственности, но изменения в Гражданский кодекс до сих пор не внесены…
— Не дожидаясь грядущих изменений в Гражданском кодексе РФ, Арбитражный и Верховный суды РФ подготовили совместное постановление пленумов от 29 апреля 2010 года №10/22 именно по вопросу практики, связанной с защитой права собственности. И мы «развязали» очень многие проблемы.

— Василий Владимирович, многие выпускники юридических институтов мечтают стать судьями. Какой существует кратчайший путь к достижению цели?

— Раньше минимальный возраст для того, чтобы претендовать на судейскую мантию, был 30 лет. Сейчас, чтобы стать судьёй в первой инстанции, надо иметь как минимум пять лет практической работы в суде. А как иначе — со студенческой скамьи, что ли? Судья ведь разрешает споры, от которых зависит, возможно, привлечение к уголовной ответственности… Самый лучший путь для выпускников — по конкурсу занимать должности помощников судей (благо сейчас практически во всех судах имеются вакансии). Это и настоящая судебная работа, и реальная возможность претендовать на должность судьи, будучи уже подготовленным.

— Вопрос о недоверии граждан к судам уже стал притчей во языцех. Почему так происходит?

— Обычно приводится цифра: судам доверяют только 7% россиян. Но я вам скажу одно — это не касается судов арбитражных. Даже иностранные организации проводили опросы в российских предпринимательских кругах. Выяснилось, что арбитражным судам доверяют более 50% граждан! Может быть, ещё и этот факт способствует росту обращений в арбитражные суды?..

Вера КИРИЧЕНКО
Фото Нины ЛИТВИНОВОЙ

Похожие материалы