Никакой паники

На минувшей неделе Институт нефти и газа СФУ посетили коллеги из cамого знаменитого нефтегазового университета страны РГУНГ им. И.М. Губкина, в том числе проректор по высшему нефтегазовому образованию, зам. председателя совета УМО НГО, профессор Владимир Николаевич КОШЕЛЕВ. Обсуждался процесс формирования стандартов третьего поколения.

— Владимир Николаевич, нет ли у вас и у ваших коллег паники по поводу новых образовательных стандартов?

— Никакой паники нет. Работа идёт планово. Что касается нашего университета, то к формированию новых стандартов мы были готовы давно и по всем установкам Минобрнауки к 1 февраля выставим все основные образовательные программы на нашем сайте по тем направлениям и специальностям, по которым предстоит осуществлять подготовку в 2011 году. И на это мы нацеливаем все нефтегазовые вузы, с которыми очень плотно работаем. Мы провели большую серию семинаров и консультаций и с точки зрения нефтегазового образования считаем, что всё успеем сделать.

В нашем университете мы планируем осуществлять подготовку бакалавров по 16 направлениям, магистров — по 11 и подготовку дипломированных специалистов по трём специальностям. При этом за каждым направлением стоит ещё ряд профилей, а за каждым направлением магистратуры — несчётное количество программ. К примеру, до нынешнего года по магистратуре мы принимали на 55 программ, сейчас номенклатуру этих программ пересматриваем и соотносим их с приоритетными направлениями развития университета. И, я думаю, что количество магистерских программ не уменьшится, а, скорее всего, увеличится.

— А что вашему вузу помогло вовремя сориентироваться?

— Стандарты второго поколения были введены в 2000-м году, и планировалось, что они будут действовать пять лет, поэтому с 2003 года наш вуз начал подготовку к стандартам третьего поколения. К 2005 году мы успели уже подготовить несколько вариантов: академические бакалавриаты и по специальностям. Принятый в 2007 году закон об уровневой подготовке в вузах РФ поставил жёсткие условия, т.е. стало понятно: либо идёт направление «бакалавр-магистр», либо «специалист» — и никаких взаимных переходов с одной формы на другую. Когда были объявлены конкурсы на разработку федеральных государственных образовательных стандартов, мы как базовый вуз в начале 2009 года фактически уже подготовили их и совместно с работодателями только отрабатывали компетенции и планомерно помогали другим вузовским разработчикам.

— Насколько плодотворно прошло общение в стенах СФУ?

— Когда я проводил занятие, импонировало то, что аудитория очень заинтересованная, много звучало вопросов. Причём вопросов неожиданных. Это говорит о том, что люди о проблеме думают, беспокоятся, переживают, ищут какие-то пути, чтобы правильно реализовать новые государственные образовательные стандарты.

— Всё же, какие самые болевые точки обсуждаемого перехода?

— Их предостаточно. Новый стандарт во многом означает переход на систему, к которой мы ещё не готовы. Например, вводится система оценки трудоёмкости освоения дисциплин — система зачётных единиц. Эта система близка и понятна всему миру, но для нас она является котом в мешке. Что-то мы понимаем, знаем, арифметически умеем переводить академические часы в зачётные единицы, но перестроить идеологию под эти единицы у нас пока не очень хорошо получается. Введение указанной системы, прежде всего, сопряжено с переходом на индивидуально ориентированный учебный процесс, когда студент не будет с первого по четвёртый курс обучаться в одной группе, а группы будут создаваться на семестр для изучения конкретной дисциплины, и каждый студент сможет иметь свой индивидуальный учебный план и т.д. То есть здесь тоже очень большое поле, которое во многом нами не освоено.

Другой момент — дисциплины по выбору. Они предусматривались и в стандартах второго поколения, но выбор был достаточно условный. С введением новых стандартов реализуется реальный выбор студента, когда человек может и должен будет выбрать между несколькими самыми различными дисциплинами. При этом дисциплины могут предлагать разные педагоги, и будет идти запись на конкретную дисциплину и преподавателя. К примеру, по данному циклу студент должен освоить 4 или 6 зачётных единиц, а ему предлагается 10 дисциплин по 2 зачётные единицы каждая. Получается конкуренция между курсами, кафедрами и преподавателями. Как это будет реализовываться на практике — покажет время.

Минобрнауки РФ буквально на днях запросило данные по готовности вузов к представлению итогов работы по ФГОС, и 9 декабря состоится заседание коллегии министерства, где этот вопрос будет рассматриваться. Возможно, мы услышим что-то новое.

Соб. инф.