Нам космос только снится

4 декабря в Институте космических и информационных технологий прошла встреча с космонавтом и военным летчиком Юрием Ивановичем Маленченко.

Он выполнил четыре полёта в космос, и самый длительный был 6,5 месяцев. Сейчас готовится к пятому. Студентам ИКИТ Юрий Маленченко рассказал, как это было.

—Вы были в открытом космосе?

— Да, был. Я осуществил четыре выхода в открытый космос: из них три на советской станции «Мир» и один на МКС (международная космическая станция).

— Это необычные ощущения?

— На самом деле ощущения разные, потому что выход в космос — это длительный процесс. Когда впервые выходишь в открытый космос — это как прыжок с парашютом. Когда последние перед выходом молекулы воздуха покидают люк, то тебя как будто ветром несёт вместе с ними. Должна быть психологическая подготовка. Высота 400 км, скафандр, невесомость. Ну и, конечно же, сама работа в космосе, которая длится около шести часов. Это физически тяжёлый труд. Потому что когда работаешь в тени Солнца, то температура достигает -70 градусов, а когда работаешь на солнечной стороне, то температура вокруг достигает +200 градусов. Самое главное — не замерзнуть, потому что образовавшийся конденсат мешает работать. Хотя скафандр — это космический корабль в миниатюре, в нём есть всё для жизнеобеспечения человека. А вообще говоря, работать очень интересно. Особенно когда видишь этот простор. Вся красота перед тобой. В космосе множество красок и цветов, которых на Земле не встретишь, и они часто меняются. Это зрелище очень притягивает, поэтому космонавты в свободное время любят наблюдать за происходящим в открытом космосе через иллюминатор.

— А вы можете рассказать о вашем первом полёте?

— Мой первый полёт состоялся в 1994 году. Миссия проходила на космической станции «Мир», где мы готовились к международной программе, совместной с Казахстаном и космонавтом из Европы. В этом полёте я был командиром экипажа. С самого начала стартовали с космодрома Байконур. Старт длится около 8 минут. Потом в течение двух суток производятся манёвры, а потом выполняется состыковка со станцией. На станции ожидает экипаж и в течение 10 дней происходит пересменка (передача дел от одного экипажа к другому). Пробыли мы на станции около 5 месяцев. В процессе выполнили два выхода в открытый космос.

— Скажите, вы с детства мечтали быть космонавтом?

— С детства я мечтал стать летчиком, кем, собственно, и стал. Работал на военных истребителях. Мне нравились сами самолёты, то, что они высоко летают, что летишь один в истребителе, один на просторе. А космонавтом быть даже не мечтал. Конечно же, привлекали эти люди, ведь стать космонавтом было мечтой каждого тогдашнего мальчишки. Но я старался мечтать о более или менее реальных вещах. А когда меня пригласили полететь в космос, то я понял, что всё возможно, и, конечно же, согласился. Полтора года проходил отбор и полетел.

— В честь кого вас назвали Юрием?

— Конечно же, в честь Юрия Гагарина. Ведь я родился в 1961 году, когда Гагарин полетел в космос.

— Что вы чувствуете по возвращении на Землю?

— Полёт — это сложная работа. По возвращении ощущается эмоциональный подъём, потому что всё закончилось, а если удачно закончилось — то эмоции вообще положительные. Удачная посадка сравнивается с тем, что ты выбрался из сложной жизненной ситуации. Но, к сожалению, это настроение очень быстро сменяется трудовыми буднями: отчёты, схемы и т.п.

После своего рассказа Юрий Иванович с удовольствием раздавал всем автографы (на снимке экипажа 2000 года) и фотографировался со всеми желающими.

Анастасия МАШУКОВА
Фото Дмитрия ЭПОВА и Елизаветы ПРАНОВОЙ

Похожие материалы