Рутину возьмём измором

Как справедливо отметил Кафка, оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. Любая прекрасная идея, любое полезное начинание, любой кипучий энтузиазм — всё это с лёгкостью проглотит безжалостная бюрократическая машина, с неослабевающим аппетитом требующая ежедневно всё новых и новых отчётов, справок и заявлений. Особым образом власть бумаги вредит тем, кто работает с людьми. Представьте себе преподавателя, который полтора часа общается со студентами, а 15 часов проверяет тесты и контрольные, заполняет ведомости, пишет программы занятий и сдаёт отчёты...

Однако, как считает Александр БУЛАВЧУК, преподаватель кафедры социально-экономического планирования ИЭУиП, растрачивать своё время на войну с рутиной — дело неблагодарное, да и ненужное. Современные компьютерные технологии предоставляют достаточно возможностей, чтобы педагог больше времени уделял собственному развитию и улучшению учебного курса. Вопрос лишь в том, сумеет ли он этими возможностями пользоваться.

— Редкий преподаватель не думал о смене работы, садясь в очередной раз за заполнение каких-то бумаг. Говорят, вы нашли способ, как избавиться от рутины.

— От всей рутины избавиться невозможно — студентов очень много, поэтому бумажной работы всегда хватает. Но чтобы не было совсем скучно, приходится что-то изобретать. И первое, что, как мне показалось, можно изменить — это система проверки знаний. Уже пятый год я преподаю «Финансовую математику» у второкурсников. Стандартной формой рубежного контроля здесь всегда были письменные контрольные работы. Однако чтобы избежать тотального списывания, необходимо обеспечить разнообразие контрольных заданий, что достаточно трудоёмко. Да и времени на проверку работ уходит масса. Тогда-то я и решил использовать электронные ресурсы СФУ, которые уже на тот момент предоставляли большие возможности рядовому преподавателю.

— Вы перевели тестирование в электронный режим?

— Поначалу да. Однако тестовые задания, как правило, позволяют лишь проверить знание основных определений и терминов. Поэтому вместо тестов я выбрал задания, где студентам нужно описать решение. В своё время компания Майкрософт выпустила программное обеспечение для составления типовых школьных задачек. Вы вводите один вариант, а компьютер генерирует несколько подобных, но с другими исходными данными. Я пошёл по аналогичному пути, ориентируясь, естественно, не на формулы из школьной математики. Замысел удался, и я развил идею, создав также программы для хранения заданий и проверки контрольных работ. В итоге получился небольшой программный пакет для преподавателя.

— Удалось сэкономить время?

— Сейчас у меня все контрольные проходят в компьютерных классах. Работа строго индивидуальная — у каждого отдельные варианты заданий и никаких совместных обсуждений. Программное обеспечение существенно сократило время подготовки и проверки контрольных, так что у меня появились дополнительные ресурсы для улучшения курса.

— Как реагируют студенты на информатизацию рубежного контроля? За компьютерами им отчитываться удобней?

— Удивительно, но многие студенты к компьютерам совсем не приспособлены, плохо знают даже базовые офисные программы. К моей системе относятся по-разному. Кто-то считает, что это реальная возможность показать свои знания. А кому-то не нравится то, что нельзя ни у кого списать или отыскать прошлогодние варианты контрольных, ведь каждому даётся индивидуальный набор заданий.

— Похоже, что рубежный контроль стал более строгим?

— Скорее, более адекватным. Редко бывает, что человек не способен сдать работу на компьютере. Если таковые имеются, я разрешаю выполнить задание на бумаге. Кроме того, я заранее выкладываю в Интернете образец программы, но, к сожалению, знакомятся с ним далеко не все. Дисциплины студентам явно не хватает.

— Наверняка, вы с ребятами и в удалённом доступе работаете?

— На сайте электронных ресурсов СФУ есть отличная система Moodle, которая позволяет находиться в постоянном контакте со студентами. В любое время суток они могут воспользоваться всеми учебными материалами, не выходя из дома. Подобные системы распространены во многих европейских вузах.

Я знакомился с аналогичной системой, используемой в норвежской Школе бизнеса. Наша ни в чём ей не уступает.
Благодаря Moodle я могу разослать результаты контрольной всем зарегистрированным студентам моего курса в тот же вечер или на следующий день. Хотя это, конечно, мелочь, по сравнению с возможностями разработки полноценного электронного курса.

— С цифрами техника справляется хорошо. А могут ли преподаватели других специальностей воспользоваться вашими программами?

— Хотелось бы это проверить. Если кого-то заинтересовала возможность избавиться от рутинных тестов и контрольных работ, мы могли бы усовершенствовать программу, снабдив её графическими и текстовыми материалами. В СФУ есть отличная техническая база, но она практически не используется. В компьютерных классах, в основном, проходят занятия по информатике, хотя там легко можно было бы организовать рубежный контроль по разным дисциплинам. Конечно, личное общение ничем заменить нельзя, но есть формы работы, которые не требуют непосредственного участия преподавателя. Так что, используя современные технологии, можно как-то увеличить своё свободное время, которого нам всегда так не хватает.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы