Знаковые встречи
Беседа о гуманитарном знании, былой славе отечественной семиотики и длине студенческих юбок

«Ты на Наймана ходил?» — эту фразу можно было услышать в коридорах СФУ 16-20 мая, да и позже, когда обсуждались уже впечатления от лекций по курсу «Семиотика». Их на историко-философском факультете прочёл Евгений Артурович НАЙМАН, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и логики Томского государственного университета. Лекции имели широкий резонанс в научном сообществе Красноярска: присутствовали не только студенты и преподаватели разных факультетов СФУ, но и представители Красноярского государственного педагогического университета и Сибирского государственного технологического университета.

— Евгений Артурович, что изучает семиотика?

— Феномен коммуникации в самом широком смысле. Она ставит общую проблему знака как всеобъемлющего понятия, изучает процесс, за счёт которого культура производит знаки и приписывает им значение.

— Вы приводили пример из педагогической практики выдающегося отечественного семиотика Юрия Михайловича ЛОТМАНА, который объяснял студентам, что именно семиотика способна ответить на вопрос, почему юбки у девушек становятся всё короче и короче. На какие актуальные для современных студентов вопросы даёт ответы семиотика?

— Согласитесь, тема длины юбок остаётся актуальной и сегодня…

— Чем вы объясните присутствие на ваших лекциях не только философов, но и представителей других сфер гуманитарного знания (лингвистов, журналистов, историков)?

— Семиотика является интегративной дисциплиной и может выступить дидактической моделью для всей системы гуманитарных наук. Как раз в настоящее время представители гуманитарного знания находятся в поиске такой теории знания, которая способна вывести на построение общей теории познавательной деятельности, теории сознания, творчества и культуры. И опыт семиотики может оказать в этом отношении неоценимую услугу.

— Какие направления включает в себя семиотика?

— Современная семиотика разделяется на три больших компактных узла: семиотика языка и литературы, семиотика живописи, музыки, кино, архитектуры, обрядов и ритуалов, семиотика систем коммуникации животных и биологических связей в человеческом организме. Кроме того, в эру компьютерных технологий вновь набирает силу семиотика искусственного интеллекта.

— Какова роль отечественной семиотики в мировом пространстве гуманитарных наук?

— Российская семиотика занимала лидирующее положение в истории этой науки. В своё время тартуская и московская школы семиотики определили судьбу развития дисциплины не только в Европе, но и во всём мире. Была выдвинута мощная идея создания «семиотики культуры». В этом направлении создано очень много теоретических и практических разработок. К сожалению, в настоящее время свои приоритетные позиции российская семиотика утратила.

— Итак, семиотика включает в себя и сравнительное языкознание, и структурную поэтику, и этническую психологию, и др. Какова же «доля» философии в этом междисциплинарном знании?

— Семиотика на протяжении столетий вызревала внутри сферы философского знания. Создатели семиотики — это философы. Достаточно назвать имена Платона, Аристотеля, стоиков, Локка, Лейбница, Больцано, Гуссерля, Кассирера, Фреге, Рассела, Карнапа. Последний вообще определял задачу философии как семиотический анализ исследования языка науки.

— А с чем связан ваш личный интерес к семиотике?

— Принципы семиотического моделирования обладают, на мой взгляд, необыкновенной эвристической силой. Их изучение позволяет продвигаться в критическом анализе самых разных областей современной культуры и общественной жизни.

— Вами разработан также курс социолингвистики. В чём его специфика и востребованность на сегодняшний день?

— Курс по социолингвистике ставит целью формирование у гуманитария повышенного интереса к особенностям языковых процессов в обществе, демонстрирует возможности использования социолингвистического знания в самых различных проблемных областях социальной теории и теории коммуникации. Специфика в том, что курс разработан на основе новейших достижений англо-американской социолингвистики, ориентированной на методики социологических исследований. О природе языковой вариативности необходимо не только теоретически рассуждать, но и уметь её эффективно исследовать. Это становится жизненно важным для языковой политики и языкового планирования государства.

Беседу вела ст. преподаватель кафедры философии ГИ СФУ Е.Н. КУЗЬМИНА
Средняя оценка: 4.6 (проголосовало: 18)