Радости железного ящика

В коридорах Института архитектуры и дизайна как-то сразу забываешь, куда и зачем шёл. Стены украшены студенческими работами, на подоконниках — макеты проектов. Я и не успела заметить, как начала рассматривать чертежи автобусных остановок, потом — маленькие шедевры из картона и бумаги, рождённые фантазией молодых архитекторов. Но одной фантазии для создания таких произведений мало.

«Вам, журналистам, для обучения требуется тетрадь и ручка, а нашим студентам — цветная и обычная бумага, картон, резаки, клей, рапидографы и множество других специальных материалов, которые нужно приобретать на свои деньги», — рассказывает Ирина Анатольевна УДИНА, старший преподаватель кафедры основ архитектурного проектирования.

Студенты, как известно, народ экономный и хронически не имеющий лишних средств. Раньше архитекторам и дизайнерам регулярно выделяли материальную помощь, потому что обучение, действительно, связано с дорогостоящими материалами. Потом эта статья расходов была прикрыта, и студенты стали писать письма-просьбы, в которых жаловались на материальные трудности, связанные именно с обучением.

«На основе этих студенческих просьб нашему институту были выделены средства. Но возникла новая сложность: раньше студент сам решал, что ему купить, получив матпомощь, а теперь нужны массовые закупки. Мы составили список того, что необходимо в учебном процессе, — продолжает рассказ заведующая кафедрой основ архитектурного проектирования Ольга Николаевна БЛЯНКИНШТЕЙН, — но теперь не можем отдать материалы студентам в свободное пользование. В общем, снова проблемы, но всё-таки неимение нужных материалов было просто катастрофой».

Трудно себе представить студента-программиста без компьютера, который он должен купить на собственные деньги для занятий в университете. А цветная бумага, поверьте, тоже достаточно дорогое удовольствие.

«Это первый раз, когда университет целенаправленно выделил средства на технические материалы, — продолжила Ирина Анатольевна, — этого не было никогда. Мы купили именно ту бумагу, которая нам нужна, причём разных форматов и цветов, большие листы картона, очень востребованного при подготовке выставок».

Студенты же хвастаются специальными ковриками для макетирования, на которых не остаётся следов от резака. Раньше преподаватели постоянно боролись с порезами на партах. «Использовали всё, вплоть до кухонных досок, которые приносили из дома, — вспоминает Анна МИХЕЕВА, студентка второго курса, — а теперь можно вообще ничего в институт не носить. Знаете, постоянно таскать доски тяжело, а сейчас — пришёл на занятия, а тут всё есть».

Для первокурсников радостью стали рапидографы. Я интересуюсь — что это такое? «Ручка, только за 500 рублей, —шутят студенты, — таких ручек, заправляющихся тушью, должно быть несколько размеров. И это притом, что они очень часто ломаются».

Любой человек, который хоть каким-то образом связан с инженерной деятельностью, строительством или архитектурой, расскажет, насколько важна роль измерений. Но как студенту на практике, к примеру, узнать высоту двухэтажного здания? В таком случае архитекторов выручают лазерные дальномеры — тоже новинки. Работать с ним проще простого: нажимаем на кнопочку, загорается луч, такой же, как в лазерных указках. В итоге прибор выдаёт точное расстояние до объекта. Лазерные дальномеры позволяют быстро и точно проделывать трудоёмкие работы.

«А вот самое важное, на мой взгляд, приобретение, — Ирина Анатольевна указывает на огромные ящики, — мы получили по этой же программе драйвера. Раньше у нас все студенческие работы хранились в больших пластиковых пакетах, которые мы специально закупали. Сложно было что-то в них найти. Сколько мы ждали эти ящики! А сейчас у нас такое богатство — чудесная картотека. Студенты сдают работы, и мы их систематизируем. Хранить сделанное руками студента нужно на протяжении всего обучения, и теперь мы имеем возможность это делать».

Удивительно, сколько радости принесли и студентам, и преподавателям, казалось бы, совершенно обычные средства обучения. И большой блок материальных вопросов теперь не занимает голову студентов, освобождая место для новых знаний и идей. Но особенно приятно было архитекторам само внимание, проявленное руководством СФУ к их маленьким нуждам. Не были избалованы. Но теперь готовы легко привыкнуть.

Антонина ПЛЕХАНОВА

Похожие материалы