Северные экспедиции СФУ

Этим летом (с 30 июня по 11 июля и с 16 по 25 августа) состоялись две экспедиции студентов, аспирантов и преподавателей СФУ на север Красноярского края. Первая поездка была в Таймырский муниципальный район, основным местом исследования стал посёлок Носок (также посетили село Караул); вторая экспедиция проводилась в Эвенкийском муниципальном районе, в посёлках Тура и Ессей.

Второе лето подряд силами СФУ совершаются комплексные экспедиции на Север. По словам руководителя полевых исследований, заведующего кафедрой производственных и социальных технологий, доктора физико-математических наук Владимира Игоревича КИРКО, в конечном итоге «основной целью экспедиций является создание комплексной модели северного посёлка, поэтому в состав делегации вошли представители разных специальностей: аграрии, инженеры-физики, культурологи, строители, архитекторы, врачи».

Модель северного посёлка выстраивается на базе информации об образе жизни, культуре коренных народов (ненцев, эвенков, ессейских якутов), особенностях социально-экономического развития населённых пунктов, собранной в ходе поездок в Носок, Караул, Туру и Ессей. Также были привлечены материалы прошлогодних полевых исследований, проведённых в Туруханском районе (п. Туруханск, п. Фарково), в Эвенкийском муниципальном районе (п. Суринда, п. Байкит) и Тюхтетском районе (п. Чиндат, Пасечное), в ходе которых был собран материал о селькупах, кетах, эвенках и чулымцах.

Строители и архитекторы в рамках экспедиций изучали особенности планировки зданий, применяемых материалов, почв и фундаментов, удачные и не удавшиеся инженерные решения. Теплофизики с местными работниками тепло- и электросетей прорабатывали вопросы возможного удешевления тарифов на жилищно-коммунальные услуги и знакомились с инфраструктурными проблемами северных посёлков. Специалисты-аграрии концентрировали своё внимание на традиционном для многих северных территорий разведении оленей и переработке мяса диких оленей, а также дикоросов. Медики вскрывали проблемы, связанные с труднодоступностью отдельных населённых пунктов, нехваткой квалифицированных кадров и отсутствием должных медикаментов.

Задача культурологов состояла в изучении того, в какой степени сохранились те или иные составляющие традиционного уклада жизни коренных народов: язык, исконные виды деятельности, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня и др.

Двухлетние наблюдения, охватившие несколько этносов, позволили вскрыть ряд социальных проблем. Как коренные малочисленные народы, дотации от государства получают только те представители малых этносов, которые заняты в традиционных видах деятельности (охота, рыболовство, оленеводство). В то же время некоторые группы населения, проживая в тех же самых сложных условиях, помощи от государства не получают. Во-первых, это те представители коренных народов, кто не занят в традиционных видах хозяйствования (хотя занимаются воспитанием детей, работают по дому, много сил и средств тратят на проживание в условиях Севера). Во-вторых, это ессейские якуты, несколько лет борющиеся за приравнивание себя к коренным малочисленным народам; их проблема состоит в том, что якуты, являющиеся титульным этносом Республики Саха, не являются малочисленными. Жители посёлка Ессей стараются доказать, что они не просто якуты, но ессейские якуты, особый этнос. В-третьих, несправедливым порядок начисления выплат считают и русские, проживающие на Севере, ведь от того, к какой нации ты принадлежишь, не зависит, будут ли условия более суровыми или более мягкими.

Общение с представителями таких этносов, как кеты, эвенки, чулымцы, ненцы, селькупы, ессейские якуты, сделало очевидным, что у каждой из этих групп существуют проблемы в сфере сохранения и использования в быту национального языка, но у каждого народа они разные. Так, эвенки и селькупы отметили сложности в привитии родного языка детям, к примеру, селькупский преподаётся в школе п. Фарково, но не тот диалект, на котором разговаривают селькупы Красноярского края, а тазовский, бытующий на территории Томской области.

У ненцев отсутствуют проблемы с разговорным ненецким, более того, дети дошкольного возраста, кочующие вместе с родителями, зачастую не знают и десятка слов на русском языке, их приходится забирать из стойбищ и год до школы обучать русскому. Но у учеников в школе возникают проблемы с освоением родного ненецкого языка, поскольку до прихода советской власти не существовало ненецкой письменности, население тундры разговаривало на нескольких говорах, советские же учёные ввели письменность, создав её на основе усреднённого ненецкого языка, который сложно воспринимается самими ненцами. Ессейские якуты очень мало пользуются письменностью якутского языка, сохраняя ту его форму, которая имела место на территории Якутии порядка четырёхсот лет назад, ещё до того времени, как часть якутов была вынуждена мигрировать к озеру Ессей.

Для апробации промежуточных итогов исследований был проведён ряд семинаров «Обсуждение комплексной модели северного посёлка». Они стали, в том числе, площадкой для осуществления обратной связи, поскольку участие в семинарах принимали и представители администраций поселений, и местные жители, активно высказывающие свои мысли по поводу представляемых наработок. С представителями исполнительной власти отдельных посёлков, муниципальных районов, с руководством электро- и теплосетей были подписаны соглашения о дальнейшем сотрудничестве с университетом в рамках конструирования модели северного посёлка и её внедрения в жизнь.

Первые результаты комплексных исследований северных территорий опубликованы в коллективной монографии «Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций», которая недавно вышла в издательстве «Эйдос», г. Санкт-Петербург. В настоящее время в СФУ готовится к печати первый том коллективной монографии о коренных и малочисленных народах Красноярского края, куда вошли обширные теоретические изыскания, а также отчёты по трём экспедициям 2010 г. Большой раздел в монографии будет посвящён демографическим процессам коренных народов Красноярского края (исследования профессора Виктора Павловича КРИВОНОГОВА).

Издание будет представлять собой не только научную, но и художественную ценность, поскольку в разработке макета и оформления книги приняли участие книжные графики города Красноярска, а иллюстрироваться она будет работами красноярских художников, посвящёнными теме Севера. Авторы надеются, что такая книга выступит своеобразной энциклопедией северных народов Красноярского региона.

Ксения РЕЗНИКОВА, аспирант ГИ
Средняя оценка: 5 (проголосовало: 5)