Создание уникального законопроекта — заслуга СФУ

Ещё в апреле 2010 г. при рассмотрении вопроса «О состоянии работы общественных объединений, имеющих в уставных документах задачи по предупреждению коррупции» Комиссия по противодействию коррупции в Красноярском крае приняла решение рекомендовать Гражданской ассамблее выработать соответствующие предложения. Членами комиссии была высказана мысль о необходимости разработки закона края, расширяющего и дополняющего антикоррупционное законодательство в нашем регионе.

При рассмотрении в Гражданской ассамблее рекомендаций было принято решение разработать проект закона «Об общественном контроле в Красноярском крае», создана рабочая группа. К работе над законопроектом были привлечены в качестве экспертов члены Антикоррупционного студенческого клуба СФУ (на фото внизу) и студенты ЮИ СФУ. В авторский коллектив законопроекта «Об общественном контроле в Красноярском крае» вошли И.А. ЗЫРЯНОВА (к.ю.н., ст. преподаватель кафедры криминологии и деликтологии) — в качестве научного консультанта, Ю. КОВАЛЬ (аспирант ЮИ) — как руководитель авторского коллектива и члены рабочей группы — И. БАРСУКОВ (аспирант ЮИ), А. ГОЛУБЕВ, М. ЛАРКИНА, Н. ЛАРКИНА, Д. ВЫСОЦКАЯ (студенты СФУ).

Рабочая группа проделала значительную работу по мониторингу законодательства России и СССР по этой проблеме. Так, в годы советской власти существовал закон от 30 ноября 1979 года «О народном контроле в СССР», который заложил основные правовые и организационные формы общественного контроля. Во многом положения данного закона послужили основой для проекта Закона Красноярского края «Об общественном контроле в Красноярском крае». Существующая система в РФ характеризуется наличием общественного контроля в сфере исполнения уголовного наказания, регулирует данный вопрос ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Вместе с тем отсутствует как общефедеральный, так и региональный закон, регулирующий область общественного контроля в сфере деятельности органов публичной власти.

Принятие Закона «Об общественном контроле в Красноярском крае» станет толчком к формированию правовой базы цивилизованной формы контроля над публично-правовыми образованиями. Необходимость разработки закона вызвана запросами и потребностью развивающихся институтов гражданского общества иметь правовую основу для выстраивания партнёрских отношений общества и власти. Общественный контроль как социальное явление должен опираться не на риторику и ситуативность, а на правовые нормы, определяющие понятие «общественного контроля», механизмы его осуществления, формы участия граждан в этом процессе, ответственность органов власти при его осуществлении; эта деятельность должна носить системный, а не эпизодический характер.

После обсуждения законопроекта в Совете и Общественных палатах Гражданской ассамблеи в июне 2011 г. он был направлен в Комиссию по противодействию коррупции в Красноярском крае, где был рассмотрен на заседании 22.09.2011 г. и по единогласному решению Комиссии направлен в экспертно-правовое управление Законодательного Собрания Красноярского края для экспертизы.

Принятие закона «Об общественном контроле» сделает реальным участие общественности в противодействии коррупции, повысит её ответственность в контроле за деятельностью органов государственной власти края и органов местного самоуправления.
Кроме того, данный закон может стать «флагманским» образцом не только для представительных органов других регионов, но и для России в целом, так как аналогов не имеет.

Соб. инф.