СФУ в европейско-российской сети

Я очень рада объявить об открытии уникального проекта Euro-Russian Academic Network MUNDUS (ERANET) — Европейско-российская академическая сеть Мундус. В консорциум входят европейские университеты: Университет Барселоны —координатор проекта и Политехнический Университет Каталонии (Испания), Университет Пуатье (Франция), Университет Глазго (Великобритания), Неймегенский университет Радбауда (Нидерланды), Дуйсбург-Эссенский Университет и Университет Йены (Германия), Ягеллонский Университет в Кракове (Польша), Словацкий сельскохозяйственный университет в Нитре (Словакия) и Университет Сиены (Италия). Российскими университетами-партнерами являются: Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге, Южно-Уральский государственный университет в Челябинске, Сибирский федеральный университет в Красноярске, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в Москве, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова в Ярославле, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского в Нижнем Новгороде, Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова в Пскове и Санкт-Петербургский государственный университет в Санкт-Петербурге.

В настоящее время Россия находится в процессе перехода от традиционной системы высшего образования к модернизированной структуре степеней согласно Болонской модели (Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году). Основная задача проекта Мундус — это передача образовательным учреждениям европейского опыта и принципов разработки стандартов. Она будет путём взаимного признания документов об образовании, эквивалентности оценки и обязательного академического трансферта, основанного на сопоставлении образовательных программ.

Вторая задача — разработка надёжной схемы мобильности между Европой и Россией. Это будет достигнуто подписанием двусторонних соглашений о мобильности на всех уровнях, от студентов до профессорско-преподавательского состава, разработке двойных степеней и международных стажировках.

Третья задача включают в себя приобретение соответствующего опыта проведения междисциплинарных исследований. В рамках проекта будут представлены следующие образовательные направления: (1) сельскохозяйственные науки, (2) архитектура, городское и региональное планирование, (3) искусство и дизайн, (4) экономика и менеджмент, (5) педагогика, (6) инженерия, технологии, (7) география, геология, (8) гуманитарные науки, (9) язык, филология, (10) юриспруденция, (11) математика, информатика, (12) медицина, (13) естественные науки, (14) социология, (15) коммуникация, информационные науки, (16) прочие науки.

Согласно приоритетам этого десятилетия, принятым и одобренным ООН, чётвёртая задача заключается в расширении международного сотрудничества в сфере гражданских прав, гражданственности, стабильного развития и безопасности, в основе которой лежат экологическое общество и экологическая экономика. Проект Мундус предполагает тесное сотрудничество образовательных и научных организаций с негосударственными организациями, институтами и агентствами для обеспечения устойчивого развития, предполагающего создание равных социальных, экономических и политических возможностей.

Пятой задачей проекта является повышение уровня информированности о значимости языкового и культурного многообразия. Учитывая широкий спектр языков и культур, предлагаемых для изучения партнёрами, развитие межкультурного образования станет особенностью проекта.

Шестой и последней целью проекта является подготовка нового поколения преподавателей. Схемы мобильности предоставят возможность пройти обучение и стажировку не только преподавателям вузов-участников проекта, но и вузов, не входящих в партнёрство (Target Group II), способствуя тем самым повышению квалификации в течение всей жизни и обучая преподавателей различным языкам с более широким осознанием культур.

Необходимо подчеркнуть, что программа «ЭРАЗМУС МУНДУС» достигла значительного успеха с точки зрения повышения степени прозрачности и информированности. Для обеспечения гарантии высочайшей степени беспристрастности в процедуре отбора кандидатов ERANET приняты следующие меры: единственный информационный универсальный портал www.eranetmundus.ub.edu. с возможностью задавать вопросы; один представитель, несущий ответственность за ответы на вопросы о принимающих сторонах; чёткие критерии оценки; оценка заявок двумя сторонами – принимающей и направляющей; одна группа по набору и признанию обучения, состоящая из представителей разных европейских и российских партнёров-университетов.

Критериями отбора являются: академические показатели (30-50% значения), личная и профессиональная мотивация (20-30%), академические перспективы (10-20%), стратегическая важность и институциональный интерес к данной академической области (10-20% значения).

Для обеспечения эффективного мониторинга проекта все стипендиаты заполняют анкету с вопросами об организации и практической реализации мобильности и решении любых возникающих проблем. Полученная информация даст партнёрам возможность отслеживать показатели развития проекта и выявлять его слабые стороны на раннем этапе.

Девять институтов СФУ (ИФБиБТ, ИАиД, ПИ, ИНиГ, ИФИЯК, ГИ, ЮИ, ИМ, ИКИТ) предложили свои программы для европейских студентов и преподавателей, а подавать заявки в европейские вузы-партнёры смогут студенты, аспиранты и преподаватели из любого института СФУ. В университете создана рабочая группа, управляющая реализацией проекта. В Центре грантовой поддержки СФУ можно получить консультации по участию в проекте и подготовке конкурсных документов. Первый конкурс стартовал 1 декабря, а завершается он 22 января 2012. Очень надеемся, что кандидаты от СФУ составят достойную конкуренцию другим российским университетам-партнёрам, а европейские студенты и преподаватели, которые приедут на обучение и стажировки с сентября 2012 г., послужат стимулом для развития новых схем мобильности и партнёрских отношений, основанных на доверии. Партнёры-университеты поделятся академическими программами, научными парками, деятельностью по трансферту знаний, технологическими инновациями, тем самым создавая условия для будущих академических бизнес-инкубаторов.

Евгения МАРКОВА, менеджер проекта в СФУ, начальник отдела международных проектов и программ Центра грантовой поддержки СФУ

Похожие материалы