Студенты взяток не дают. Как правило.
Студенты взяток не дают. Как правило.
В анкетировании приняли участие 88 человек, из них студентов юрфака — 43%, ФФиЖ — 44%, соц.-прав. ф-та — 6%. На вопрос «давали ли вы когда-нибудь взятку» 85 % студентов ответили «нет».
В вопросе «с каким понятием у вас ассоциируется коррупция» среди ответов «способ выживания" (17%), «наглость преподавателей» (33%), «неотъемлемая часть процесса образования» (22%), «хорошая возможность повысить зарплату преподавателям» (7%), первое место занял ответ «выпуск неквалифицированных специалистов» — 57%!
Допускаете ли Вы возможность получить положительную оценку при отсутствии знаний путем дачи взятки? Да — 26%, нет — 35%, такой вопрос никогда передо мной не стоял — 28%.
Приходилось ли Вам сталкиваться со случаями взяточничества в институте? «Да» или «редко» ответили 9%, «нет» — 32%, «лично не сталкивался, но много слышал» — 49%.
В какой ситуации Вам приходилось встречаться со взяточничеством: взятка за поступление в вуз — 34%, при угрозе отчисления из него — 8%, при сдаче зачета (экзамена) — 25%, при разрешении административного, не связанного напрямую с учебой вопроса (получении стипендии, места в общежитии и т.п.) — 6%.
Известны ли Вам случаи, когда для студента подкуп преподавателя становится основным способом сдачи большинства экзаменов и зачетов? Да, знаю много таких случаев — 28%, мне известно несколько таких случаев — 39%, нет — 28%.
Вы не даете взяток, потому что: боюсь ответственности — 6%, не умею это делать — 25%, для меня это слишком дорого — 19%, для меня это неприемлемое зло — 33%, процесс дачи взяток для меня неприятен, а посредник отсутствует — 18%, пока не возникло необходимости — 31%.
Основными причинами, побуждающими студента дать взятку, являются: откровенное нежелание студента учить предмет — 56%, излишняя сложность той или иной учебной дисциплины — 28%, чрезмерная строгость преподавателя, его предвзятость — 44%, наличие «лишних» денег — 16%, вымогательство взяток — 40%, низкий уровень преподавания предмета, его «неинтересность» — 9%, ненадобность знаний по предмету — 3%.
Причины, активизирующие преподавателя брать взятки: откровенные угрозы со стороны взяткодателя — 42%, безответственность, безнаказанность коррупционеров — 14%, желание «наказать» нерадивого студента хотя бы материально — 28%, уже сложившийся порядок — 14%, моральное воздействие со стороны студента-взяткодателя — 39%, чрезмерная алчность, стремление к обогащению — 55%, слишком низкий уровень зарплаты — 5%.
Считаете ли Вы, что введение ЕГЭ снизит уровень коррупции в вузах: да, существенно — 7%, незначительно — 18%, нет, изменится лишь получатель взяток — 60%, подобное нововведение лишь усугубит положение — 9%.
Какие меры необходимо предпринять, чтобы снизить уровень коррупции в системе образования: отменить единоличное принятие экзаменов преподавателями и проводить их только комиссионно — 19%, проводить экзамены только в форме тестирования — 17%, проводить только анонимные письменные экзамены — 15%, увеличить заработную плату преподавателям — 55%, создать в университете «линию доверия», куда студент мог бы обращаться в случае вымогательства у него денег или иных ценностей за получение оценки — 41%.
АНКЕТА
Приняло участие 88 человек, из них:
Юношей_________23% Девушек________73% |
Студентов… Юр.факультета______________43% ФФиЖ_______________________44% Соц.-прав. факультета________6% |
Студентов… 1-го курса________33% 2-го курса________19% 3-го курса________13% 4-го курса________17% 5-го курса________7% |
Учатся на… Очном отделении__________83% Заочном отделении________11% Вечернем_________________1% |
Проценты в сумме могут не равняться 100%, т.к. в некоторых анкетах данные вопросы были пропущены.
1. Коррупция в ВУЗе для вас это… | |
А) зло, с которым обязательно нужно бороться | 46_____52% |
Б) для меня это нейтральное явление | 36_____41% |
В) это позитивное явление, позволяющее получить высшее образование в «упрощенном порядке» |
4_______5% |
2. Коррупция у Вас ассоциируется в первую очередь с понятием… ( возможно несколько вариантов ответа) |
|
А) «способ выживания» | 15_____17% |
Б) «наглость преподавателей» | 29_____33% |
В) «неотъемлемая часть процесса образования» | 19_____22% |
Г) «выпуск неквалифицированных специалистов» | 50_____57% |
Д) «хорошая возможность повысить зарплату преподавателям» | 6_______7% |
Ж) «эталон нашего времени» (лень, отсутствие другого выхода, страх; вездесущее препятствие; высшее образование могут получить те, у кого есть деньги, тогда как умные остаются в пролете) |
6_______7% |
3. Допускаете ли Вы возможность получить положительную оценку при отсутствии знаний путем дачи взятки? | |
А) да, вполне допускаю | 23_____26% |
Б) нет, для меня это не приемлемо | 31_____35% |
В) не знаю, такой вопрос никогда передо мной не стоял | 25_____28% |
4. Приходилось ли Вам сталкиваться со случаями взяточничества в институте? | |
А) да, часто | 8_____9% |
Б) встречался, но редко | 8_____9% |
В) не сталкивался с подобным явлением | 28_____32% |
Г) лично не сталкивался, но много слышал | 43_____49% |
5. В какой ситуации Вам приходилось встречаться со взяточничеством? (возможно несколько вариантов ответа) |
|
А) взятка за поступление в ВУЗ | 30_____34% |
Б) при угрозе отчисления из него | 7_____8% |
В) при сдаче зачета (экзамена) | 22_____25% |
Г) при переводе с одного факультета на другой факультет (институт, форму обучения и т.д.) | 4_____5% |
Д) в целях отсрочки сдачи сессии, досрочной ее сдачи, разрешения пересдачи предмета | 2_____2% |
Ж) при разрешении административного, не связанного напрямую с учебой вопроса (получении стипендии, места в общежитии и т.п.) |
5_____6% |
6. Известны ли Вам случаи, когда для студента подкуп преподавателя становится основным способом сдачи большинства экзаменов и зачетов? | |
А) да, я знаю много таких случаев | 25_____28% |
Б) мне известно несколько таких случаев | 34_____39% |
В) такие факты мне не знакомы | 25_____28% |
7. Вы не даете взяток потому что:(возможно несколько вариантов ответа) | |
А) боюсь ответственности | 5_____6% |
Б) не умею это делать | 22_____25% |
В) для меня это слишком дорого | 17_____19% |
Г) для меня это неприемлемое зло | 29_____33% |
Д) процесс дачи взяток для меня неприятен, а посредник отсутствует | 16_____18% |
Ж) т.к пока не возникло соответствующей необходимости | 27_____31% |
З) иное | 7_____8% |
8. Давали ли Вы взятки? | |
А) да | 13_____15% |
Б) нет | 75_____85% |
9. При даче взятки была ли Вам указана конкретная сумма? | |
А) да | 8_____9% |
Б) нет | 38_____43% |
10. Как Вы считаете, что чаще всего является предметом взятки? (возможно несколько вариантов ответа) |
|
А) деньги | 73_____83% |
Б) подарки | 41_____47% |
В) услуги | 24_____27% |
Г) другое: «помощь кафедре» | 4_____5% |
11. От чего по Вашему мнению зависит размер суммы взятки? (возможно несколько вариантов ответа) |
|
А) от сложности сдаваемого предмета | 40_____45% |
Б) времени сдачи предмета (во время сессии или досдачи) | 11_____13% |
В) уровня знаний студента | 16_____18% |
Г) жадности преподавателя | 48_____55% |
Ж) степени «знакомства» с преподавателем | 21_____24% |
З) финансового положения студента | 11_____13% |
И) «накрутки» посредника во взяточничестве | 8_____9% |
К) только от всего вышеперечисленного | 2_____2% |
12. Основными причинами, побуждающими студента дать взятку являются: (возможно несколько вариантов ответа) |
|
А) откровенное нежелание студента учить предмет | 49_____56% |
Б) излишняя сложность той или иной учебной дисциплины | 25_____28% |
В) чрезмерная строгость преподавателя, его предвзятость | 39_____44% |
Г) наличие «лишних» денег | 14_____16% |
Д) вымогательство взяток | 35_____40% |
Ж) низкий уровень преподавания предмета, его «неинтересность» | 8_____9% |
З) ненадобность знаний по предмету | 3_____3% |
13. Причины, активизирующие преподавателя брать взятки: (возможно несколько вариантов ответа) |
|
А) откровенные угрозы со стороны взяткодателя | 37_____42% |
Б) безответственность, безнаказанность коррупционеров | 12_____14% |
В) желание «наказать» нерадивого студента хотя бы материально | 25_____28% |
Г) уже сложившийся порядок | 12_____14% |
Ж) моральное воздействие со стороны студента-взяткодателя | 34_____39% |
З) чрезмерная алчность, стремление к обогащению | 48_____55% |
И) слишком низкий уровень зарплаты | 4_____5% |
К) давление со стороны посредника во взятке | 2_____2% |
14. В нашем ВУЗе самыми коррумпированными являются: (возможно несколько вариантов ответа) |
|
А) дирекция института, ректорат | 13_____15% |
Б) доценты, профессура | 12_____14% |
В) молодые преподаватели | 13_____15% |
Г) деканы | 13_____15% |
Л) сотрудники деканата | 11_____13% |
15. Считаете ли Вы что введение ЕГЭ (Единый государственный экзамен) снизит уровень коррупции в ВУЗах? | |
А) да существенно | 6_____7% |
Б) лишь незначительно | 16_____18% |
В) нет, изменится лишь получатель взяток | 53_____60% |
Г) подобное нововведение лишь усугубит положение | 8_____9% |
16. Какие меры необходимо предпринять, чтобы снизить уровень коррупции в системе образования (возможно несколько вариантов ответов) | |
А) отменить единоличное принятие экзаменов преподавателями и проводить их только комиссионно | 17_____19% |
Б) проводить экзамены только в форме тестирования | 15_____17% |
В) проводить только анонимные письменные экзамены | 13_____15% |
Г) увеличить заработную плату преподавателям | 48_____55% |
Д) создать в университете «линию доверия», куда студент мог бы обращаться в случае вымогательства у него денег или иных ценностей за получение оценки | 36_____41% |
Е) Свой вариант | 3_____3% |