Владимир БАРАНОВ: «Отступать некуда»

15 марта ректором СФУ подписан приказ о назначении директором Института цветных металлов и материаловедения Владимира Баранова. В этом решении как минимум два знаковых момента: во-первых, руководителем стал молодой учёный с блестящим портфолио; во-вторых, стратегически важный для вуза институт возглавил человек, зарекомендовавший себя в налаживании эффективных отношений со стратегическими партнёрами университета.

— Владимир Николаевич, какие будут первые шаги?

— Я был заместителем прежнего директора Наталии ГАФУРОВОЙ, мы с ней единомышленники, поэтому — не рушить, а продолжить развитие института. Тем более, что работа с компаниями-партнёрами перешла в стадию конкретных совместных действий по совершенствованию учебного процесса и дальнейшему развитию в институте научно-исследовательского спектра.

— Что-то поменялось в приоритетах заказчика?

ДОСЬЕ
Владимир Николаевич Баранов, 33 года. В 2001 году окончил Хакасский технический институт, филиал Красноярского государственного технического университета по специальности «Машины и технология литейного производства». Начиная с третьего курса стал активно совмещать отличную учёбу с научной деятельностью. В октябре 2001 года был зачислен в аспирантуру Государственного университета цветных металлов и золота по специальности «Литейное производство». В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Активация графита различного кристаллохимического строения для изготовления огнеупорных графитовых изделий в литейном производстве». С 2007 г. работает в НИЧ СФУ.
Был разработчиком нескольких УМКД, с 2010 г. является научным руководителем ряда крупных договоров с ООО «РУСАЛ ИТЦ», в качестве ответственного исполнителя участвует в выполнении работ в рамках постановления Минобрнауки России № 218 по теме «Разработка технологии получения алюминиевых сплавов с редкоземельными, переходными металлами и высокоэффективного оборудования для производства электротехнической катанки». Параллельно — работает над докторской диссертацией.
Научный руководитель фундаментального исследования, проводимого в рамках Тематического плана научно-исследовательских работ по заданию Минобрнауки РФ в 2011-2013 гг.
Имеет 69 публикаций, в том числе 21 в журналах ВАК, 5 патентов и 1 авторское свидетельство.
Женат, сыну 9 лет.

— Современное крупное промышленное предприятие востребует молодого специалиста, обладающего не только специальными знаниями, а имеющего опыт работы на производстве мирового уровня и владеющего инновационными технологиями (для этого часть учебного процесса строится в дополнение к действующим федеральным стандартам). Важны такие личные качества, как самоменеджмент, умение строить карьерные планы, готовность к самообразованию и способность работать в режиме высокой интенсивности труда, вступая в профессиональные коммуникации с партнёрами разных стран, а следовательно, разных языков и разных культур.

— Если речь идёт о совершенствовании, значит, есть уже идеи?

— Во-первых, целевой набор, когда с первого курса бакалавриата или специалитета студенты знают, что они — будущие кадры конкретного предприятия. То есть обычный учебный план дополняется специальными темами и... позиционированием компании. Например, готовим для РУСАЛа металлургов. Из последних инициатив отмечу совместную работу по созданию специализированных классов, оборудованных с помощью демонстрационных моделей, где будет формироваться у учащихся представление о технологиях, о производственном процессе, о социальной инфраструктуре. Заинтересуем абитуриента — тогда его выбор будет осознанным. А когда он станет студентом, будем делать всё, чтобы этот интерес не пропал.

— Ваше назначение было для вас неожиданным?

— Да, в ближайших планах карьерного роста это не предполагалось, разве что после защиты докторской диссертации... В любом случае, это большое доверие и ответственность. Профессорско-преподавательский состав, надеюсь, не только поддержит, но и будет моей опорой. У нас хорошая команда, достойных людей много, и если выбор пал на меня — так тому и быть. Испытание новое — отступать некуда.

— Среди множества задач и обязанностей — какие на сегодня главные?

— Сохранить контингент студентов, успешно подготовить и провести новый набор, а также аккредитацию института. Конечно, особых обещаний от меня вряд ли ждут, но привлекать к деятельности профессорско-преподавательского состава новые ресурсы, в том числе и финансовые, считаю важным административным приоритетом.

Любовь ГАБЕРБУШ