Философский опыт и его весенние отражения
По итогам конференции «Философские проблемы глобалистики и геополитики»

В рамках ставшей уже традиционной студенческой научной конференции «Молодёжь и наука» состоялось заседание секции «Философские проблемы глобалистики и геополитики». Заведующий кафедрой глобалистики и геополитики Иван Алексеевич Пфаненштиль, выступивший с вступительным словом, отметил, что несмотря на большой стаж подобных научных конференций, они не только не теряют своей значимости, но и демонстрируют возрастающий уровень философских исследований, а также расширение диапазона охватываемых тем.

В состав жюри входили преподаватели кафедры глобалистики и геополитики, однако и все присутствующие могли выразить своё отношение к качеству представленных докладов. Отрадно отметить, что в этом году в работе конференции, наряду со студентами механико-технологического, теплоэнергетического и других факультетов, интерес которых к конференции детерминирован, в частности, необходимостью сдачи экзамена по философии, не в первый раз принимают участие «философы со стажем». Действительно, Катя Курочкина и Женя Горохова распрощались с философией на уровне учебного познания, однако продолжают дружить с философией, год от года повышая своей научно-методический уровень. И в этот раз они показали не только высокую научную культуру, но и выступили в качестве примера для студентов младших курсов, демонстрируя, как необходимо аргументировано отстаивать свои мировоззренческие позиции.

Принципиальной отличительной чертой конференции стали темы докладов — оказалось, что участники давно и плодотворно разрабатывают довольно актуальные и животрепещущие темы, которые волнуют студенческую молодёжь. Например, студентка 4-го курса Е. Горохова в своём докладе «Место философии в современном мире» затронула ряд интересных вопросов, а именно: «Нужна ли философия современному человеку?»; «В чём ценность философского знания для студентов технических вузов?»; «Что же такое философия – мировоззрение или наука?». Евгения в ходе своих исследований пришла к выводу, что всё же философия – мировоззрение, претендующее на научный статус, хотя, как известно, учёные продолжают дискуссии по этому поводу.

Е. Горохова подтверждала свои выводы результатами исследований. По итогам проведённого опроса среди студентов одного из потоков, автор обнаружила, что 40% учащихся высказались за необходимость наличия дисциплины «философия» в системе современного образования, 40% опрошенных ответили отрицательно, а 20% респондентов — затруднились ответить на этот вопрос. Евгения сделала попытку проанализировать, чем вызвана тенденция падения интереса к философии и предложила варианты решения данной проблемы. Автор пришла к выводу, что частичка философской мудрости живёт в каждом человеке, и человек разумный всегда стремится к чему-то новому, а философия призвана стать тем самым маяком в бурных потоках жизни, который осветит путь всех и каждого…

Далее прозвучали не менее интересные и заслуживающие внимания выступления. Так, Татьяна Завгородняя в своём докладе «Мистицизм в философии» задалась целью опровергнуть традиционно принятое в науке и философии определение понятия «мистицизм». Для этого автор доклада подробно изучила отношение и взгляды на феномен мистики ряда выдающихся философов. Мало того, Татьяна провела целое исследование и выяснила, что 95% респондентов считают мистику отклонением от науки, причем 90% участвоваших в опросе считают, что мир познаваем и рационален. По мнению докладчика, проблема заключается в том, что в нынешний век господствует рациональное мышление, что приводит к скептическому принятию мистики и мистицизма не только учёными, но и большинством обывателей. Автор поддерживает в данном случае позицию А.С. Эддингтона, который видел в мистицизме – единение науки и религии. Согласимся с автором в том, что в нашей жизни многие явления можно научно доказать или опровергнуть, хотя в человеке сильна вера в чудеса и порой разум не в состоянии дать ответ, на те или иные неподдающиеся ему факты.

Вполне содержательными оказались выступлениями и других студентов, хотя их выводы не всегда однозначно воспринимались аудиторией. Например, Яна Староверова в своём докладе об особенностях социализации подрастающего поколения в детском лагере пришла к неутешительным выводам. Работая вожатой с детьми младшего и среднего школьного возраста, она была неприятно удивлена тем, что современные дети практически теряют навыки «живого» общения, реальный мир им заменяет Интернет (различные социальные сети). По отзывам работников детских лагерей, у ребят наблюдается общая пассивность, безынициативность и т.п. Несмотря на засилье различных технологий, нельзя недооценивать роль самих вожатых, преподавателей и, конечно, семьи в решении подобных проблем. Стоит ли говорить, что именно воспитание определяет характер и дальнейшую судьбу каждого человека, и от его качества зависит будущее любого ребёнка.

Не менее интересный доклад на тему «Релятивистские тенденции в среде современной студенческой молодёжи» прозвучал из уст студентки 3 курса Екатерины Курочкиной. Автор доклада затронула вопрос честности любого молодого человека по его отношению к себе и к другим. В ходе проведённого исследования Екатерина проследила тенденцию в построении жизненных приоритетов у современных студентов. Как следует из доклада и графиков, для многих из них на первом месте стоят вопросы построения успешной карьеры и достижения материального достатка. Во многом нынешняя степень свободы, существующая в нашем обществе, нивелирует те исконные ценности, которые составляют ядро жизненного уклада (менталитета). Релятивистские настроения всё чаще напоминают о себе. Автор доклада видит решение этого вопроса в противопоставлении релятивизму нравственного императива И. Канта, который в переводе на современный язык гласит: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой…».

Тематика выступлений варьировалась от тех, которые вызывают интерес широкого круга людей, до таких, которые носят узконаправленный характер и остаются предметом дискуссий ведущих философов современности. Так, например, Дмитрий Коломыцев поднял тему воли в творчестве А. Шопенгауэра. Автор доклада продемонстрировал блестящее знание заглавного произведения этого непревзойдённого философа — «Мир как воля и представление». Дмитрий сделал попытку проанализировать явление морали и правильного видения мира.

Данную тему подхватила и выступившая следом за ним Кристина Паньшина. Она затронула проблему свободы воли, выстроив свой доклад вокруг разговора просветителя и наивного человека. Результатом подобного подхода стал вывод автора, что всё зависит от выбора самого человека, каким путём идти ему в жизни и как добиться своих целей. Наверное, можно согласиться с утверждением: какую бы свободу человеку не предоставляло общество, только сам человек может сделать правильный выбор, согласуя его со своим внутренним миром.

Нельзя обойти вниманием и доклад Ольги Дуденко на тему «Космическая философия К.Э. Циолковского». Автор раскрыла здесь особенности такого направления в отечественной философии, как русский космизм. Плеяда блестящих русских учёных-космистов открыла новые горизонты в освоении земных и внеземных пространств и философски обосновала многие положения связанных с этим перспектив.

Подводя итоги, хочется отметить, что в ходе работы секции была освещена лишь малая часть тех исследований, которые проводились студентами в течение этого года. В связи с ограниченностью во времени удалось заслушать не все выступления. Многие приглашенные в качестве слушателей также активно участвовали в процессе – задавали вопросы, вступали в дискуссии с докладчиками.

Несомненно, традиция таких заседаний будет продолжена. Каждый год мы приглашаем и ждем в гости всех желающих окунуться в необычный мир философии. Благодарим всех за активное участие и поддержку нашей секции. До новых встреч!

Коллектив кафедры глобалистики и геополитики
Средняя оценка: 4.9 (проголосовало: 14)