ЮИ: практика круглый год

Студенты юрфака дружной вереницей тянутся к краевой туберкулезной больнице № 1 для заключенных. У них там будет занятие. Доцент кафедры уголовного процесса Юридического института, кандидат юридических наук Александр НАЗАРОВ ждёт своих студентов у ворот. Это он проводит такие необычные практические занятия.

Студенты отделения социально-правовой работы проходят в историческую комнату «тюремной больницы». Название это очень условное и многим не нравится, но чаще всего именно так учреждение и называют. Врачи больницы своими силами организовали две экспозиции: год назад медицинскую, а к 9 мая 2012 г. — историческую. В первой предупреждают — зрелище не для слабонервных, но таких среди студентов-юристов нет. Одну стену занимает мини-кунст­камера: заспиртованные органы, поражённые болезнью; вот представлена иголка, которую проглотил заключённый. Собрано всё медицинское оборудование, которое уже не имеет практической ценности, выставлен макет

медицинского автопоезда, который считается лучшим в России. Сама больница, кстати, одна из лучших не только в городе, но и в стране. А музей — и вовсе уникальный. Врачи отмечают, что для них не имеет значения, кого они лечат. Хотя здесь всё по особому режиму: женщины ходят в сопровождении, повсюду камеры, наблюдатели. Всё-таки режимный объект.

Вторая комната — история больницы. В углу макет здания с уникальным ограждением, которое невозможно преодолеть, на стенах портреты врачей, повсюду инструменты, охранные датчики, посуда, врачебная одежда, письма, шахматы, сделанные заключенными из хлеба (на фото)… Оказывается, такое творчество поддерживается и даже выставляется на продажу. Но студентам нужно ответить на главный вопрос, который им потом зададут на зачёте: «В чем связь тюремной медицины и уголовного процесса»?

Больница была основана в 1949 году. Сейчас здесь мощнейшее медицинское оборудование, 7 туберкулезных отделений, два хирургических, терапевтическое, инфекционное, онкологическое, соматическое (детское). Помимо болезней, заключённые часто попадают в больницу потому, что проглатывают инородные предметы, калечат сами себя и объявляют голодовку.

Александр Назаров рассказывает: «Ответы на такие вопросы проще и интереснее искать на практике, а не роясь в учебниках. Мы с 1998 года сотрудничаем с разными правоохранительными системами. Студенты занимаются не только в лекционных аудиториях, но и в колониях, адвокатских палатах, полицейских участках и т.д. Например, мы устраиваем игровые процессы, распределяем роли и обязанности. Обязательно присутствуют настоящие участники судопроизводства, которые оценивают работу студентов. Адвокаты и судьи приводят студентам примеры из своих практик, рассказывают о своих делах, впечатлениях. Кроме того, на базе Следственного комитета в кабинете криминалистики опытные следователи проводят два спецкурса — «Процессуальные акты предварительного расследования» и «Проблемы предварительного расследования». Здесь у студентов есть возможность посмотреть на ту технику, которая применяется при расследовании преступлений, поработать с учебными делами, научиться составлять протоколы и т.д.

Сейчас у нас больше 40 студентов работают общественными помощниками: помогают следователям, делают запросы, описи, проекты, участвуют в технических вопросах, экспертизах, выезжают на место происшествия.

Преподаватели участвуют в работе научно-консультативных и общественных советов, с которыми мы реализуем совместные программы.

Наш большой проект, который даёт хорошую практику, — Юридическая клиника. В рамках деятельности клиники студенты разработали проекты «Шаг навстречу» (работа с несовершеннолетними осуждёнными), «Калина красная» (поддержка творчества осуждённых), проводят юридическое консультирование граждан по различным вопросам. Такие студенты на голову выше остальных, они знают уголовное право и уголовный процесс на практике, а не только в теории, и в дальнейшем более осознанно изучают юриспруденцию.

Будучи ещё студентами, ребята могут получить знания, которые пригодятся им в работе, а некоторые — потом уже и не получить. Например, в колониях, куда мы отправляемся на занятия, находятся живые носители уголовного права и уголовного процесса. Для студентов это возможность доверительно пообщаться с заключёнными, пока это не считается неуставными отношениями или не регламентировано как-то ещё. Заключённые рассказывают, как шло дело, как работал адвокат, прокурор, согласны ли они с приговором суда. Это помогает студентам понять долю ответственности, которая на них будет возложена в дальнейшем. Ведь многие из них будут определять судьбы людей.

Ещё одна практика, по прокурорскому надзору, была со студентами магистратуры в полицейском участке. Там, согласно разработанной Общественным советом при ГУ МВД по Красноярскому краю памятке, состоялась имитация прокурорской проверки. Всё почти по-настоящему. Кроме того, студенты пообщались с участковым полицейским, который рассказал о своей работе, привёл примеры из практики работы с хулиганами, семейными дебоширами, наркоманами. Для ребят всё это неоценимый опыт».

Анастасия АНДРОНОВА

Похожие материалы