Программист или эколог?

Загадочная специальность

За четыре года обучения на специальности «Информационные системы и технологии в экологии» мне доводилось видеть самые разные реакции людей на мой ответ на вопрос «а где же ты учишься»? От удивления и недоумения до странного веселья. Но вопросы «как это» и «что я имею в виду» задаются каждый раз. И каждый раз объяснить кому-то, что «это, между прочим, совершенно нормально — быть специалистом по информационным системам и экологом одновременно», — довольно сложно.

Слово «экология» стало настолько расхожим, что изначальное его значение практически не воспринимается. В газетах, по радио, в новостных передачах люди с умным видом рассуждают о загадочной «плохой экологии». Откуда взялось понятие хорошая-плохая экология — тайна, покрытая мраком. Большинство определений самой экологии сводится к тому, что это состояние окружающей среды. И лишь единицы знают, что это, в первую очередь, наука.

Как связана наука об окружающей среде и информационные технологии? Получение спутниковой информации и её обработка, изучение динамики сельскохозяйственной растительности, динамики лесов, фитопланктона внутренних водоёмов Красноярского края, изучение климатической изменчивости, биотехнологии, — это лишь немногие области применения информационных технологий, которые изучаются в рамках нашей специальности. Базовая кафедра экологической информатики была создана в 1993 году, совместно с Институтом биофизики СО РАН; именно это сотрудничество позволило совместить информатику и экологию в одной специальности.

Наши студенты изучают как чисто естественно-научные дисциплины, необходимые для формирования верного представления о процессах, происходящих в окружающей среде и взаимосвязей в ней, так и программирование, информационную безопасность, компьютерные сети и прочие стандартные дисциплины, положенные будущим специалистам в сфере IT. Умение понять процесс и правильно его смоделировать на компьютере, предсказать последствия, дать текущую оценку — основные навыки, которыми мы должны овладеть к пятому курсу.

Как и большинство учащихся, мы проходим летнюю производственную практику на третьем и преддипломную на четвёртом и пятом курсах. Причём у нас есть возможность не только самостоятельно отрабатывать её где-то в городе, но и отправиться в своеобразные экспедиции или даже съездить за рубеж. Наша кафедра сотрудничает со множеством организаций, что упрощает студентам поиск и выбор места для прохождения практики. Так, совместно с Институтом леса СО РАН, наши студенты могут отправиться в Ергаки для изучения динамики лесов. Есть возможность поехать на Шира, на Байкал. Или же отправиться в Одессу в рамках договора о сотрудничестве между СФУ и Одесским государственным экологическим университетом. Договор между СФУ и Российским государственным гидрометеорологическим университетом (Санкт-Петербург) также предоставляет возможность для прохождения практики и участия в совместных исследовательских работах.

Но вам никто не может запретить остаться в городе, выбрать одно из направлений для работы в Институте биофизики СО РАН, найти руководителя и написать научную работу.

Получая образование сразу по двум профилям — экологии и информационным системам — найти работу становится проще, поскольку круг вариантов при трудоустройстве значительно расширяется. Нет, пожалуй, ни одной организации, которая бы занималась вопросами экологии, биотехнологии, экологической экспертизы — куда не могли бы устроиться наши выпускники. Росгидрометеоцентр, РН-КрасноярскНИПИнефть, КРАЗ, МЧС, Авиалесохрана — это далеко не полный перечень возможных вариантов…

Яна ДОМАНЦЕВИЧ, ИКИТ

Похожие материалы