На парковку становись

Чтобы добраться из микрорайона Черёмушки до остановки «Госуниверситет», а из посёлка Солнечный до Академгородка, потребуется немало терпения (электронных книг, новых песен в плейлисте, игр на телефоне — нужное подчеркнуть). Полтора часа потребуется студенту, если он едет в общественном транспорте, полчаса-час, если преодолевает путь на автомобиле. Наш корреспондент подсчитал, есть ли выгода приезжать на учёбу на личном автомобиле, а также в час пик учебного дня проехался по главным площадкам перед корпусами СФУ с целью узнать, легко ли найти свободное место для стоянки.

— Машину купила в кредит и «с рук»,— рассказывает Анастасия, которую мы встретили на парковке у главного корпуса. — Учёбу я совмещаю с работой. С утра уже была в офисе, отпросилась у начальства на лекцию, и сейчас нужно поскорее ехать назад. Путь на автобусе из-за пробок занял бы чуть ли не полдня, а на автомобиле быстрее добираешься.

Дорогие автомобили на парковках перед СФУ хоть и не исключение, но явление не частое. В основном, отечественные «лады» или же похожие на автомобиль Анастасии неновые малолитражки. Студент на собственном авто — уже не такая редкость, как 20 лет назад, и что ещё более характерно — всё чаще молодые люди покупают машины на собственные деньги, а не на средства родителей. Анастасия — яркий пример человека, для которого автомобиль — рабоче-учебная необходимость.

— На бензин трачу 50 рублей в день, — продолжает Анастасия. — Ещё и экономить получается: на автобусы ушло бы как минимум 64 рубля. Мне нужно ехать в Северо-Западный, туда — только с пересадкой.

Анастасия подъехала к университету в разгар рабочего дня, ей пришлось покружить в поиске свободных мест. В учебные будни даже большие парковки оказываются переполненными. Перед некоторыми корпусами мест для автомобилей нет вовсе.

В ответ на жалобы студентов в декабре прошлого года президент СФУ Александр УСС сказал, что проблема эта общегородская, и поведал об опыте Оксфорда и Гарварда: там студентам под страхом исключения запрещено приезжать в учебное заведение на личных автомобилях.

Стоянки с хэппи-эндом

— Мест не было, пришлось оставить машину через дорогу, возле библиотеки, — жалуется однокурсник.
Ну да это пустяк, ведь пара минут ходьбы... Но сам факт удивляет: самая большая парковка университета — вдоль дороги возле корпуса «А», известного как «Пирамида» — иногда бывает полностью забита! Машины здесь даже выстраиваются в плотную двойную линейку посередине паркинга. Но вообще надо сказать, что возле корпусов на Свободном, 82 («Пирамиды», нефтегаза и корпуса ИСИ) проблем с количеством мест нет — в совокупности тут четыре очень большие специальные секции для парковки, а также есть места вдоль «Пирамиды» с обратной стороны. И если не лениться (чтобы пройти в свой корпус чуть бОльший путь, чем «прямо от входа») — всегда можно найти местечко!

А вот у главного корпуса парковка почти всегда переполнена, машины выстраиваются даже вдоль обочины дороги.

У спорткомплекса есть несколько мест для парковки. У общежитий №№ 2 и 3 при мастерстве парковки тоже найдутся свободные места.
К слову, об общежитиях. У общежития № 20 ведётся строительство подземной парковки на 500 мест. Европейская тенденция скрывать парковки от глаз имеет здесь вполне практическое назначение: сэкономить место. На верхнем ярусе будет располагаться спортивное поле.

Проблем с поиском свободного пространства для авто не возникнет в Студгородке. Возле корпуса «Д» парковка не меньше, чем у «Пирамиды». Что особенно приятно, она под наблюдением видео­камер. Кроме того, есть закрытая парковка возле спорткомплекса «Политехник».

В Академгородке возле Института военного обучения пространства под парковку не отведено. Но машины стоят возле учебного корпуса, никому не мешают. При желании автомобиль можно оставить у жилого дома — до корпуса два шага. Несколько парковочных мест найдётся недалеко от Автошколы СФУ.

Положа руку на сердце, в вышеперечисленных местах положение с парковками — нормальное. А всё потому, что территория университета «на горе» и в Студгородке — кампусного типа, и у нас здесь чуть больше относительно свободного пространства, чем в самом городе. К тому же новые корпуса («Пирамида» и ИНиГ) строились уже в то время, когда размах автомобилизации стал очевидным фактом, и при проектировании это учитывалось...

Да, а вот тем корпусам, которые расположены условно говоря «в центре» города и строились давно (когда дороги и парковки рассчитывались, исходя из слабенького автомобильного движения), не повезло.

Отрешительные меры

Когда направляешься в Юридический институт, о парковке приходится задуматься заранее. Автомобили стоят на обочине дороги, по правой стороне. И это невзирая на знак «Стоянка запрещена». Из-за этого двухполосное движение превращено в однополосное. Если завернуть к корпусу Торгово-экономического института, то и здесь знак «Стоянка запрещена», под которым ровным рядом выстроились автомобили. У самого корпуса ТЭИ имеются знаки «Места парковки для людей с ограниченными возможностями здоровья». Довольно нечастое явление в Красноярске, всего по городу 109 таких знаков.

Проблемы с парковочными местами не только рядом с Юридическим институтом, но и у корпусов на правом берегу. У учебного корпуса вдоль Вузовского переулка линейка припаркованных автомобилей, владельцы которых либо не заметили, либо проигнорировали знак «Стоянка запрещена». «А что делать-то???» — говорят они.

— Мои знакомые оставляют машины на другой стороне дороги, возле торгового центра, — объясняет студентка Института цветных металлов и материаловедения.

Но самое сложное — это припарковаться у корпуса «А» на улице Ленина. Здесь исторический, административный и деловой центры ютятся на пятачке размером несколько кварталов. Проблема поставить машину на стоянку (да и просто припарковаться) в центре города стоит настолько остро, что обсуждение идёт на всех уровнях власти, над этим вопросом работает краевая градостроительная комиссия, её обсуждают архитекторы. Пока проблема не нашла своего решения, автомобилисты «бросают» машины прямо на проезжей части. И это одна из главных причин постоянных пробок.

Итоги

Мысль 1. Можно возмущаться, зачем студентам автомобили? Но если современный студент подрабатывает, если он стремится быть современным, мобильным, успешным — потребность в личном транспорте вполне оправдана. Можно ссылаться на опыт Гарварда и Оксфорда. Но не стоит забывать, что в этих городах для решения проблемы, например, построено и достаточно многоуровневых парковочных сооружений. Для Красноярска это пока несбыточная мечта.

Мысль 2. И всё-таки давайте признаемся: нам (россиянам, красноярцам?) свойственно стремиться припарковаться ну буквально в одном метре от того места, куда мы приехали :). Да, проблемы с парковками в городе (университете) надо решать. Но и сделать свой шаг на этом пути (не лениться пройтись) — было бы неплохо.

Мысль 3. Автостоянка наравне со спортивными площадками, зелёными насаждениями и пешеходными зонами должна стать равноправным элементом инфраструктуры любого современного вуза.

Антон БУРЛАКОВ

Похожие материалы