Побеждать мирно

Считается, что люди придумали спорт для того, чтобы выявлять сильнейших, не убивая друг друга. К сожалению, в 1941 году фашисты забыли об этом способе... И сегодня многие из потомков тех, кто добывал для нас будущее, как их отцы, посвящают жизнь борьбе и победе. Только в гуманном и благородном смысле этого слова. Наш герой — один из них.

«Мой отец — фронтовик Великой Отечественной войны. Он был весь израненный, ему было сложно управляться с хозяйством, и мы помогали ему с раннего детства», — с этих слов начинает рассказ о своём становлении заслуженный тренер России, главный тренер сборной Красноярского края по греко-римской борьбе, профессор СФУ Михаил ГАМЗИН. Все интервью он посвящает своим воспитанникам: знает наперечёт судьбы, характеры и даже болезни каждого. Однажды по цвету глаз обнаружил у борца из Зеленогорска прободную язву. Этого не подозревали даже врачи.

А вот о себе говорит с неохотой, как будто уходя в тень. Михаила Гамзина в статусе тренера знают многие, и мы решили рассказать, как и на какой почве большие люди дорастают до своей величины.

Статус «до»

В нашем крае, стране и за её границами Михаил Гамзин прославился в первую очередь как тренер олимпийского чемпиона 2008 г. Назыра МАНКИЕВА. Хотя и после этой «ласточки» Михаил Александрович выпустил много прославленных спортсменов, заслуженных мастеров спорта и международников.

Но если его борцы вырастали и крепли на ковре во дворцах спорта, то карьера тренера началась… с полей. Его большая семья жила в селе Герасимовка Саратовской губернии, где родился Миша Гамзин. Здесь «игрушками» мальчика с 8 лет стали топоры, молотки, лопаты, вилы и колуны.

«Мы прошли общую физическую подготовку в деревне. Работы было непочатый край, — вспоминает Михаил Гамзин. — Четвероклассником меня отправили в спортивный интернат в город Хвалынск. Там я и начал заниматься борьбой и получил первый разряд».

Принято думать, что сильными тренерами становятся лишь те, кто всю жизнь посвятил одному виду спорта, так сказать, не размениваясь по мелочам. В таком случае наш герой ломает этот стереотип. Борьба увлекала его так же, как волейбол, баскетбол, бокс, лыжи, коньки и занятия со штангой. На спорт уходили силы, оставшиеся после работы: Гамзин работал на комсомольской стройке, был бригадиром и на красноярских объектах.

«С братом вечерами ходили тренироваться в посёлок Первомайский. Выиграл несколько соревнований, чемпионат Красноярского края, но достигать высокие рубежи мне уже не позволял возраст. Тогда тренер Анатолий Алексеевич СОЛОПОВ предложил мне преподавать — это было почти тридцать лет назад. И хотя у меня было строительное образование, он увидел во мне тренерскую жилку».

Первый ковёр

Первую группу Михаил Александрович набрал в школе № 38 в том же Первомайском посёлке. Вспоминает, что к нему приходили тренироваться ребята из соседних школ и посёлка Водники. Уже тогда начинающий тренер работал по-особенному: с отеческим отношением к ученикам:

«Мы с ними ездили в трудовой лагерь, стелили прямо на землю ковры и занимались, бегали с тяпками кросс, плавали, тренировались. На энтузиазме я ездил в город, набирал мяса, продуктов и кормил детей. Я закалял ребят через труд и через спорт. Если они это пройдут, то достигнут каких-то высот. И при этом тренер и борец — как отец и сын, друг друга должны знать и понимать».

Десять лет понадобилось Гамзину, чтобы занять видное место в сборной СССР по греко-римской борьбе. В 1984 году он был самым молодым и ещё не известным тренером в сборной. А ещё через десять лет его признали лучшим тренером края.

Сегодня только в нашем регионе в 24 городах открыты школы борьбы. Самородков Гамзин ищет даже в Хатанге, Норильске и Минусинске. Правда, сетует, что на деньги, выделяемые муниципалитетом, ребята могут выехать разве что в краевую столицу на один-два турнира в год. Впрочем, у спортивных школ есть и другая задача — отвлечь мальчишек от улицы и, как бы сухо это ни звучало, от вредных привычек.

«Я живу в посёлке Памяти 13 борцов, вижу, что молодёжь спивается. Я выстроил там зал, поставил своего тренера, и он воспитывает неплохих борцов, а главное — хороших людей», — поделился Михаил Александрович.

Не все возрасты покорны

Сегодня в секции к Михаилу Гамзину выстраивается очередь из родителей, которые пророчат сынишке судьбу борца-классика. Как ни странно, но некоторых тренер отговаривает лично.

«К такому спорту нужно приобщать с разумом. Когда приводят в борьбу малышей с 7 лет, я говорю: зачем, ведь она ему надоест! Допустим, у него сегодня потянется пальчик, он заплачет и завтра уже не придёт. Нужно потерпеть хотя бы до 11 лет. Родители не понимают, что лучше поводить ребёнка в бассейн, чтобы развивались лёгкие и тренировалось сердце».

А с самородками тренер может работать часами один на один. Сам встаёт в спарринг, сам травмируется и возвращается на ковёр. Так он возился с Мингияном СЕМЁНОВЫМ, бронзовым призёром Олимпиады в Лондоне, и с Никитой МЕЛЬНИКОВЫМ, чемпионом мира по греко-римской борьбе среди студентов. И всё потому, что «тренер для них и врач, и массажист, и повар, и психолог в одном лице». Так и рождаются победители.

К счастью, теперь понятие победы у нашего поколения ассоциируется в основном с областью спорта. Но не стоит забывать, что всего несколько десятков лет назад это слово означало мечту всех жителей нашей страны — и малышей, и стариков. С годами очевидцев и строителей Великой Победы становится всё меньше. И в наших силах уже в мирное время продолжить их борьбу за здоровую и сильную нацию.

Елена НИКОЛАЕВА

На фото: Михаил Гамзин с Мингияном Семёновым

Похожие материалы