Универсиаде быть

Гамлетовский вопрос — быть или не быть Красноярску столицей зимней Универсиады-2019 — практически решён. Швейцарский соперник отказался от конкуренции, но всё же объявление официального решения состоится лишь 9 ноября.

Красноярск прошёл большой путь в борьбе за то, чтобы зажечь огонь Универсиады. А началась эта история в 2011 году, когда руководству города пришла идея — почему бы Красноярску не стать городом Универсиады–2019? Причём именно зимней, ведь это время года у нас довольно продолжительное. Идею поддержало руководство страны. О том, какое участие в дальнейших событиях принимал университет, нам рассказывает руководитель штаба Универсиады СФУ, председатель секции спортивного туризма СФУ, студент 5 курса ИФКСиТ Сергей ПАВЛЮЦ.

— Проведению заявочной кампании сопутствовало большое количество мероприятий. Делегация от нашего города отправилась в Казань, где шла подготовка к летней Универсиаде-2013, а уже нынешним летом многие студенты и преподаватели приехали в Казань как волонтёры и представители города-претендента на столицу Универсиады-2019.

Подготовительная жизнь коснулась, кажется, всех. Начиная с «верхов», где принимались к рассмотрению проекты, решались вопросы по строительству новых спортивных и инфраструктурных объектов, и заканчивая каждым отдельным домом, где взрослые следили за развитием событий по телевизору, а дети бежали во двор заниматься на новых турниках.

Одним из крупных событий стало принятие эстафеты огня Универсиады. За его ходом следила и переживала даже Казань, ведь этот город поддерживал Красноярск в его заявочной кампании.

— Что такое «Уроки Универ­сиады», которые проводили студенты?

— Были сформированы группы волонтёров, в основном, из студентов, имеющих педагогическую специальность, и эти ребята приезжали в школы края и рассказывали об Универсиаде. После этого школе выдавался сертификат, что школа на вопрос Универсиады «прокачана». А 10 сентября такие уроки прошли не только в крае, но во всех школах Сибирского федерального округа. Информация предлагалась на доступном для каждой возрастной категории школьников языке: в виде мультика, презентации. А работа с детьми очень важна, так как именно они к 2019 году придут учиться в вузы и, возможно, попадут в сборную Универсиады. Так что для многих из них это событие может дать направление развития и всей жизни.

— Не только в СФУ, но и во всех вузах сформированы штабы Универсиады. Где работа ведётся так же активно?

— В Сибирском технологическом университете. Причина простая — ген. директор Автономной некоммерческой организации «Спортивный Красноярск», которая сейчас курирует вопросы заявочной кампании, — оттуда. Это председатель профсоюза СибГТУ Иван АКМАН. Так что СибГТУ стал раньше участвовать в мероприятиях, которые были связаны с Универсиадой, и имеет большой багаж различных акций и идей. Из того, что мне запомнилось: они проводили велоквест, а ещё устраивали такую «переменку», когда ребята перекидывались импровизированными «снежками» из бумаги.

СФУ, конечно, не остался в стороне. Многие должны помнить замечательную акцию с беговыми дорожками, которую проводили в корпусах университета. Каждый желающий мог пробежать определённое расстояние и представить, что несёт огонь Универсиады, затем записать своё имя в бланк и автоматически стать претендентом на участие в Эстафете огня. Чтобы потом пробежать уже по городу, став непосредственным участником этого масштабного мероприятия.

Сейчас организаторы Универ­сиады всё больший акцент делают на СФУ, потому что ожидают, что именно у нас сложится культура волонтёрства, здесь появится мощный волонтёрский центр и будет кипеть жизнь.

— Ещё одним важным моментом в подготовке стали визиты послов Универсиады…

— Да, в Красноярск приезжали такие известные всей стране люди, как Илья АВЕРБУХ, Динара САФИНА, Алексей ЯГУДИН, Евгения КАНАЕВА и многие другие. Они знают всю кухню спорта и могут поделиться бесценным опытом. Кроме того, они — живой пример того, к чему стоит стремиться молодым людям и в каком направлении двигаться.

— От того, что победа практически в кармане, запал активности не пропадёт?

— Наоборот, всё только начинается. Причём, можно сказать, с нуля. Хоть и говорят, что у нас уже много готовых объектов для проведения Универсиады, даже такое знаковое место, каким является «Бобровый лог», как выясняется, требует серьёзной модернизации.

— Мы–то думали, что уж он соответствует всем международным стандартам…

— Да, но, скажем, зрительских мест там недостаточно, и это надо дорабатывать. Ведь число посетителей увеличится в разы. Конечно, за пять лет, которые у нас будут в запасе до 2019 года, всё необходимое можно достроить.

— Инфраструктуру, например.

— Когда мы были в Казани, все гостиницы там были забиты, специально построенная Деревня Универсиады — полна, и даже за городом в лагерях селили волонтёров. После этого мы задали вопрос заместителю губернатору Е. ПЕШКОВОЙ: а где мы будем всех размещать? Тем более наша Универсиада пройдёт зимой, в лагере не поселишь… Нам ответили: к тому моменту гостиничных комплексов в Красноярске будет достаточно.

— А ты сам стопроцентно за Универсиаду в Красноярске?

— Я вижу и плюсы, и минусы.

Символом  Универсиады-2019 красноярцы выбрали U-лайку

Символом Универсиады-2019 красноярцы выбрали U-лайку

Строительство такого количества спортивных и инфраструктурных объектов, как планируется, хорошо для города. Каждый человек получит доступ к спортивным сооружениям, потому что их специально будут размещать по всему городу.

Минусы тоже могут быть серьёзные. Например, когда мы были в Казани, то увидели, как там «оригинально» решали вопрос пробок: на момент проведения Универсиады большую часть автотранспорта просто поместили на штрафплощадки. Конечно, казанцам это не нравилось. Такая же проблема может возникнуть и у нас, хотя сейчас градостроители уверяют, что решат её строительством новых дорог, развязок и всего остального. К тому же вся наша администрация была в Казани, так что ошибки организации должны быть учтены. При том что, по признанию экспертов FISU, казанские игры были лучшие из тех, что проходили до сих пор.

Ну что ж, у Красноярска будет возможность показать, что и зимние игры Россия может провести лучше, чем кто-либо.

— У Казани было больше времени для подготовки?

— Столько же. Правда, Казань выиграла заявку со второго раза, то есть они дольше к этому шли, а мы — сразу. Но у нас меньше формат мероприятия, зимняя Универсиада включает 8 видов спорта, а летняя — 13. К тому же какие-то объекты у нас уже есть, а Казань строила заново либо полностью реконструировала. Так что мы справимся!

БЛИЦ

— Ты сам занимаешься спортом?

— Спортивным туризмом. Это не просто вид спорта для меня, а вид жизни. Я ещё в детстве ходил в военно-патриотический клуб, и в 14 лет меня сводили на Кутурчинское Белогорье. С тех пор этим болею.

— А за какой вид будешь болеть на Универсиаде?

— Мне нравятся горные лыжи. Я сам недавно стал заниматься, и понимаю, какой это динамичный и сложный вид спорта. Физически тяжело — но сколько эмоций, когда скатишься с горы. Так что особенно пристально буду следить за этими соревнованиями.

— У тебя есть «спортсмен № 1»?

— Нет, кумиров себе не создаю. Я смотрю на разных людей — и на их примерах выстраиваю себя.

— Какие места в Красноярске ты бы посоветовал посетить гостям города?

— Столбы. Когда к нам приезжали британские регбисты, мы их водили туда. Парочку даже подняли на Первый столб. Они боялись сначала — как так, без верёвок, но потом были в восторге.

Второе — съездить в Дивногорск, посмотреть ГЭС. Но в целом — пусть любуются природой Красноярска. Многие иностранцы никогда не видели столько леса, и их удивляет, что Сибирь имеет такой потенциал.

— Чего нет, но должно быть к Универсиаде?

(смеётся) В Красноярске есть пробки, их не должно быть к Универсиаде.

Многие говорят, что должно появиться метро. Я тоже был сторонником его строительства, но сейчас поездил, посмотрел на ряд городов — Казань, Алма-Ата, где метро построили… Так вот — оно пустует. Туда спускаются, как в музей, а активно не используют. Есть вероятность, что и у нас метро не окупится. Возможно, в Красноярске надо строить монорельс, что позволяло бы передвигаться по городу минуя пробки.

А ещё хотелось бы видеть мощный транспортный хаб, чтобы из Красноярска так же легко было улететь в любой город мира, как, хотя бы, из Новосибирска. Пока этого у нас нет.

— Своё будущее ты связываешь с Сибирью?

— На ближайшие лет 10 — точно да.

Ольга ДУЛЕСОВА, Галина ГЛАЗКО

Похожие материалы