Денис ГЕРГИЛЁВ: «Институт должен иметь
чёткую программу развития до 2020 года…»

Знакомимся с новым директором Гуманитарного института СФУ

ДОСЬЕ

Д.Н. Гергилёв окончил факультет филологии и журналистики (отделение истории, философии и политологии) КрасГУ в 2004 г. с отличием, преподаватель истории. В 2006 г. окончил факультет дополнительного профессионального образования Государственной академии цветных металлов и золота, диплом с отличием (специальность «Государственное и муниципальное управление»).

В 2007 г. прошёл стажировку в институте Российской истории РАН; доцент кафедры истории России. С 2007 года работал заместителем директора ГИ СФУ по учебной работе.

В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию в Кемеровском государственном университете по теме «История административно-территориального управления Сибирью в XVIII — первой трети XIX вв.»

2012-2013 годы — руководил работой международного летнего волонтёрского археологического лагеря «Ермак» в рамках проекта РГО «Кызыл — Курагино».

Женат, воспитывает двоих сыновей.

— Денис Николаевич, в каком состоянии вы принимаете «корабль» и какие видите точки роста института?

— Атмосфера на «корабле» мне знакома, потому что до назначения я занимал должность заместителя директора ГИ СФУ по учебной работе. Что касается точек роста, то они, безусловно, есть, как есть и проблемы, с ними связанные.

Одна из проблем — отсутствие бюджетного заказа на контрольные цифры приёма в наш институт. Впервые в 2013 году были обнулены цифры по бюджетному набору для гуманитарных направлений. Очень тяжёлая ситуация не только для нас, но и для всех гуманитариев университета, будь то Институт филологии и языковой коммуникации или ИППиС. Как всё сложится в 2014 году? Надо ждать контрольных цифр. Хотя у меня оптимизма по этому поводу нет. В данной ситуации наша задача — подготовить институт и общественность к платному набору и провести его. Нам важно, чтобы пришли выпускники с хорошими результатами ЕГЭ, ориентированные на наши направления.

Следующим значимым моментом является унификация гуманитарной составляющей в университете. Мы отвечаем за преподавание таких дисциплин, как история, философия, культурология, логика, политология и работаем со всем университетом, поэтому необходимо учесть заказ других институтов, а также провести оптимизацию в указанном направлении, чтобы было не 150 рабочих программ-дисциплин, а, скажем, до пяти в целом для СФУ по каждой из дисциплин.

Другая задача, требующая особого внимания, — это развитие научного потенциала института. И здесь мы, если брать гуманитариев СФУ, выгодно отличаемся. У нас сегодня работают 18 профессоров в качестве штатных сотрудников! Каждая наша кафедра постепенно становится своеобразным научным центром в масштабе Сибири, России и на международном уровне. У нас уже сложились и благополучно существуют такие направления, как «Китаеведение» и «Этносы Сибири». Однако мне бы хотелось, чтобы институт был представлен общественности еще бóльшим числом научных школ.

На мой взгляд, необходимо развивать мультидисциплинарность наших научных исследований. В университете есть огромный потенциал для этого. Одним из таких направлений может стать «История освоения Арктики», эта тема на стыке истории, географии, культурологии и других научных направлений. Сегодня этому региону уделяется огромное внимание на государственном и общественном уровнях.

Конечно же, развитие науки невозможно без установления тесных контактов с Российской академией наук — с её Сибирским отделением и головными подразделениями в Москве и Санкт-Петербурге. Это тоже направление нашей деятельности. Нам мой взгляд, пока не очень хорошо эти контакты налажены. А хотелось бы, чтобы наши учёные активнее участвовали в проектах РАН, а мы бы чаще приглашали к себе титулованных учёных-лекторов. Пока же связка наука — образование, по-моему, очень слабая.

Сегодня мы живём в ожидании обновлённых образовательных стандартов третьего поколения. Ожидание затягивается, а это влечёт за собой отсутствие обновлённых основных образовательных программ по нашим направлениям, а дальше по цепочке: непонятен план набора, а значит, отсутствует чёткое штатное расписание. Это целое звено, с которым надо работать.

На сегодняшний день институт имеет раскрученный бренд, есть спрос на наши специальности. Однако мы находимся в условиях сокращения численности абитуриентов (надвигается вторая негативная волна, вызванная последствиями демографического кризиса). Добавьте к этому переход на платное обучение в институте, и сразу станет ясно, что нам предстоит несколько по-иному выстраивать взаимоотношения с абитуриентами. Конечно, вернуть бюджетные места — это для нас архиважная задача, но основную заявку формирует краевое правительство, и здесь нам надо найти точки взаимопонимания.

Что же касается текущей работы, то мы должны повышать качество образовательной деятельности, но не забывать при этом, что штатное расписание института зависит от количества студентов. Очень важная миссия — не уронив качества образования,
сохранить коллектив.

— Какие новые традиции вы хотели бы ввести в институте?

— Я по образованию историк и стою на позиции сохранения старых традиций (смеётся), а новые нам подскажет сама жизнь. Мне бы очень хотелось, чтобы студенты Гуманитарного института сформировали некое братство, выбирали студоргов, развивали самоуправление. Ещё хотелось бы заложить традицию проведения Дня встречи всех выпускников Гуманитарного института.

— Чем из истории института, вы считаете, может гордиться и каждый студент, и каждый преподаватель?

— Думаю, своим образованием. То качество подготовки, которое даёт институт, и уровень кадрового потенциала, которым мы на сегодняшний день обладаем — очень высоки. Для нас важно сохранить эту высокую планку для всех выпускников, будь то философ, культуролог или прикладной информатик, специалист по рекламе… Мы все разные, но при этом мы едины.

— Последуют ли кадровые изменения?

— Заместителем по учебной работе стала Александра Сергеевна КУЗЬМЕНКО, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Пока это всё.

— Ваша мечта?

— Я бы сказал мечта, основанная на реальности, — подготовить чёткую понятную для всех моих коллег и руководства университета программу развития нашего института до 2020 года. Причём реальную программу, чтобы можно было её реализовать поэтапно. К примеру, если мы создаём новую кафедру или лабораторию, то должны понимать, КОГДА это делаем и под КАКИЕ ресурсы. Я за трезвую оценку ситуации, за её понимание и за чёткий план действий.

БЛИЦ

Любимое чтиво? Из периодики люблю читать профессиональные журналы «Российская история», National Geographic, Discovery. Из художественной литературы — роман Николая НЕКРАСОВА «Три стороны света», русская классика и приключенческие рассказы.

Историческая личность? Михаил Михайлович СПЕРАНСКИЙ — первый губернатор Сибири, благодаря которому появилась Енисейская губерния.

Хобби? Охота (но выбираюсь нечасто), походы на Столбы, туристические поездки по Красноярскому краю с целью посмотреть исторические достопримечательности.

Автомобиль? Chevrolet Niva.

Любимый телеканал? Телевизор стараюсь не смотреть, максимум информации получаю из Интернета, мне этого достаточно.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы