Академическая мобильность по Фулбрайту

Презентация международной программы научных, образовательных и культурных обменов, основанной ещё в 1946 году сенатором Джеймсом Фулбрайтом и финансируемой госдепартаментом США, недавно состоялась в Центре грантовой поддержки СФУ. Её проводила специалист программы Елена ШАБАШОВА (г. Москва).

В России программа работает с 1973 года. В настоящее время в орбиту двусторонних обменов по Фулбрайту вовлечены 160 стран мира. Любопытно, что программа начиналась с обмена учёными-гуманитариями. Затем спектр дисциплин расширился, появились и другие программы: для магистров, сотрудников международных отделов вузов, преподавателей и т.д.

— Конкурс объявляется каждый год в начале февраля. Интерес к стажировке за рубежом большой, академическая мобильность вошла в рейтинг, от неё зависит престиж вуза и кафедр, — сообщила Елена Валерьевна. — В грант включены: участие в конкурсе, оплата обучения в университете США, ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка и оплата транспорт­ных расходов. Человек, который решил подать заявку на участие в программе, должен понимать, что, с одной стороны, перед ним стоит задача повысить собственный профессиональный уровень, а с другой — ознакомить с культурой своей страны принимающую сторону.

Программа двухсторонняя: российские вузы также могут пригласить к себе специалиста из Америки. Ему полностью выплачивается стипендия, и вуз не несёт на себе никаких обременений кроме визы.

— Кому из претендентов отдаётся предпочтение?

— Главное — обосновать, для чего тебе нужна учёба в США, и описать уже имеющиеся наработки в России. Допустим, ты участвуешь в научных конференциях или разрабатываешь учебные курсы, организуешь предметные олимпиады и т.п. Нужно объяснить, что для профессионального роста вам необходимы знания предметов, которые в вашем вузе и в России не преподаются. Бывает, человеку нужно провести исследование в уникальной лаборатории или познакомиться с редкой зарубежной литературой. Стипендиаты после окончания гранта обязаны вернуться в Россию и ознакомить своих коллег с наработанным за рубежом опытом.

На встрече присутствовал выпускник КрасГМУ имени В.Ф. Войно-Ясенецкого, стоматолог-терапевт Сергей НИКОНОВ, окончивший программу Фулбрайта в 2012 году.

— Сергей, насколько сложно было оформить заявку на получение гранта Фулбрайта?

— Когда я готовил документы, в Красноярске не нашёл научного руководителя по моей специализации. К счастью, выручили коллеги из Москвы, Германии, Испании и Великобритании, подсказали несколько ценных идей. А когда я прошёл в финал, мой учитель из Лондона, доктор Джулиан УЭББЕР, помог мне сделать правильный выбор американского университета.

Я жил в Огасте, штат Джорджия. Проводил исследование в стоматологической школе университета медицинских наук. Приходилось тестировать новые пломбировочные материалы, осваивать биоминерализацию коллагеновых матриц, работать со стволовыми клетками. Итогом моей поездки стали пять публикаций на английском языке (в качестве соавтора) в международно признанных журналах по стоматологии. Претендентам на грант могу посоветовать: учите язык, иначе не пройдёте отборочный тур.

43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии и 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии.

На официальном сайте www.fulbright.ru указано, что «более полутора тысяч российских учёных, студентов, аспирантов и преподавателей уже получили грант Программы Фулбрайта».

— Все выпускники работают успешно,— заверила Елена Шабашова.— Ещё будучи в Америке, человек участвует в международных конференциях, становится членом академических сообществ, публикует научные статьи, словом, расширяет сферу своей деятельности. Время пребывания в США варьируется в зависимости от выбранной программы, в основном от 3 до 6 месяцев, но для учёных, читающих лекции за рубежом, срок может быть продлён до 9 месяцев.

— Какие направления особенно востребованы россиянами?

— Традиционно по магистерской программе много заявок подают экономисты и лингвисты. В последние годы заметно
увеличилось число заявок по научно-техническим специальностям. И напротив, по программе «Для учёных и деятелей искусств» в числе претендентов нет ни библиотекарей, ни музейщиков, ни сотрудников архивов, хотя, чтобы подать заявку в этой номинации, не требуется ни учёная степень, ни отличное знание английского языка.

В прошлом году для россиян по магистерской программе предоставлено 60-70 грантов, по программе для учёных 20-25 грантов, для преподавателей вузов — 15-20.

Из Красноярска за 40 лет поучаствовали в программе более 35 человек. В том числе доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии СФУ Ольга СМОЛЯНИНОВА.

— «Фулбрайт» открыл мне перспективы использования электронного обучения,— делится Ольга Георгиевна — Удалось изучить самые передовые технологии интерактивного взаимодействия, электронного документооборота в университете, дружелюбного интерактивного медиапространства студентов и преподавателей. К великому сожалению, об электронном обучении много говорят в России и очень мало реально делают. Это же касается и электронного документооборота: мы всё дублируем на бумаге. Тонны бумаги, подтверждающих документов… Этого уже давно нет в американских университетах! Я изучила в США другой способ администрирования, основанный на мощных механизмах внутренней и внешней мотивации сотрудников и студентов на профессиональное развитие и достижения, где технология Е-портфолио играет существенную роль (планирование, самоанализ, взаимооценка, открытость результатов). Ответственность и честность, открытость и публичность лучших американских преподавателей продемонстрировали университеты, которые я посещала во время стажировки. Ещё хотелось бы отметить большую заинтересованность к установлению контактов с Россией и взаимодействию в научном и академическом поле. Отличная программа! Очень рекомендую молодым преподавателям в ней поучаствовать.

Начальник Управления международных связей СФУ Ольга Викторовна КУЗНЕЦОВА несколько дней назад прилетела из США, где обучалась по программе Фулбрайта для сотрудников международных отделов российских вузов. Кстати, эта программа проводится только в нашей стране.

— Программа рассчитана на 3 месяца,— рассказывает Ольга Викторовна.— В составе нашей группы были представители крупных вузов от Москвы и Санкт-Петербурга до Томска, Иркутска и Бурятии. Мы четыре недели провели в университете города Блумингтон (Индиана), где изучали образовательную систему США, особенности управления университетами, смотрели, как вузовские службы создают среду, благоприятную для иностранных студентов.

После этого — неделя в Вашингтоне, где мы приняли участие в конференции, организованной ассоциацией администраторов международного образования. Далее неделю провели в Нью-Йорке, посетили Институт международного образования, который управляет программой Фулбрайта. Другая неделя ушла на построение персональных профессиональных связей, когда все участники могли поехать в вуз по своему выбору. Я ездила в Университет штата Огайо — крупнейший в США и в университет штата Нью-Гэмпшир, который славится своим онлайн-образованием. И это далеко не всё…

В американских университетах иностранные студенты составляют от 10 до 20% от всех обучающихся, и очень мощная программа поддержки выезда студентов США за границу. Они свято верят в то, что хороший специалист может получиться только при условии, если он хотя бы семестр отучился за рубежом.

Мы тоже заинтересованы, чтобы наши студенты выезжали за границу. Конечно, добиться гранта хлопотно (надо собрать пакет документов, сдать экзамен на знание английского языка), но реально. И поверьте, хлопоты того стоят! Я получила гораздо больше, чем ожидала.

— Обязательное условие программы — использование полученного опыта на практике…

— С проректором по науке и международному сотрудничеству мы обсудили план действий. Первый принципиальный вопрос — языковая поддержка иностранных студентов. Если мы хотим, чтобы они поступали учиться по программам бакалавриата на русском языке, то года изучения русского как иностранного — недостаточно. Будем и дальше оказывать им поддержку.

Второй важный момент — это программы на английском языке для иностранных студентов. Такие запросы к нам приходят регулярно. Я знаю, что сейчас в СФУ ведётся интенсивная работа в этом направлении. И наконец — будем прилагать усилия по дальнейшему продвижению бренда СФУ. Задач много…

Среди граждан США, въезжающих в нашу страну по программе Фулбрайта, — экологи, математики, физики, архитекторы, астрофизики, лингвисты, политологи, социологи, психологи, литературоведы, историки.

В настоящее время в Институте архитектуры и дизайна СФУ проводит исследование магистр ландшафтной архитектуры из университета штата Мичиган Марайя ТЭЙЛОР. Она приступила к работе в сентябре, и хотя грант рассчитан на 9 месяцев, времени катастрофически не хватает: приходится подолгу просиживать в краевой библиотеке, архиве и краеведческом музее (прим.: за фотосъёмку материалов в нашем музее, в отличие от США, приходится платить — В.К.). Марайя пишет научную работу на тему «История градостроительства Красноярска». Книгу планирует издать лет через пять. Вслед за Марайей в Красноярск прилетел её муж. Она уже совсем по-русски шутит: не выдержал долгой разлуки, приехал в Сибирь, как декабрист…

Программа Фулбрайта — это возможность увидеть своими глазами культуру другой страны, а значит, лучше понять друг друга.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы