Восхождение на Тянь-Шань

«Кто в походе не бывал, тот и лета не видал» (студенческая примета)

«…Потом подул ветер. Становилось всё холоднее и холоднее… Чёрные тяжёлые тучи надвигались стремительно. Снег пошёл плотный и колючий... А нам надо было ещё готовить обед…»

Это не отрывок из приключенческого романа, а только фрагмент из летних воспоминаний студентов третьего курса Института физической культуры, спорта и туризма СФУ Ильи АШМАРИНА и Дарьи ДАНИЛОВОЙ о походе на Тянь-Шань (Терскей Алатау). Поход по Киргизии их учебная группа (ФК 12-03Б) заслужила честно, победив в университетском конкурсе «Спортивно-оздоровительный туризм».

— Чтобы победить, нужно было в течение года ходить в походы выходного дня, участвовать в соревнованиях, регулярно об этом отчитываться и получать баллы, — рассказывает Дарья. — Наконец узнали, что выиграли и вздохнули с облегчением, потому что сбылась мечта — нам предстоял спортивный горный поход первой категории — базовый в туризме. Для меня это был ещё и первый выезд за границу.

— Как готовились-то?

— О-о, это целая эпопея! — подхватывает Илья. — Сначала долго сушили овощи, готовили сухари, потом раскладывали всё по мешочкам на каждый день. Причём мешочки были разного цвета. На завтрак — зелёные, на обед — розовые и на каждом — дата указана.

— Вот, поднялись в горы, а там нет одного мешочка…

— А мы запасные делали (к тому же через три дня пути нам должны были доставить посылку с продуктами по пути следования). Итого дня четыре ушло только на фасовку. Существует норма приёма пищи на человека в день, и нужно было всё выверить до грамма. Ходили без мяса — его заменяли соя, фасоль, горох, чечевица, картофель, орехи. Считается, что вегетарианский рацион полезнее в плане энергообеспечения организма и легче будет идти. Конечно, в горах далеко не все обходятся без мяса, но такой вариант есть. Мы решили попробовать.
Поскольку в Киргизии с деревом сложно, то брали с собой бензин, горелку и скороварку, чтобы уменьшить время приготовления еды.

— Сладкого побольше захватили, — признаётся Дарья. — Каждый день обязательно пили компот и чай с конфетами.

— Тяжёлый получился багаж?

— У девушек (а нас было четверо) полегче, а вот у парней… Когда груз взвешивали в аэропорту, оказалось что у меня — 20 кг, а у Ильи за 30 перевалило. Самыми тяжёлыми в рюкзаке были спальник и скороварка.

— Поход начинался 11 июля. Вылетели мы из Красноярска в Бишкек в ночь (группа 13 человек) вместе с преподавателями, — продолжает Илья. — Из аэропорта нас сразу забрал автобус и повёз в город Каракол. Пять часов ехали. По прибытии поменяли свои деньги на местную национальную валюту — сом. За русский рубль ничего не купишь. А нам надо было перед выходом в горы ещё сутки там провести и чем-то питаться.

— Город успели посмотреть?

— А это как большая деревня! Мы побывали в музее и на могиле Николая ПРЖЕВАЛЬСКОГО. Великий путешественник, умирая, просил похоронить его на берегу Иссык-Куля. Как нам рассказали, вода раньше была совсем близко, а теперь ушла очень далеко. Это говорит о том, что озеро мельчает.

— Слышала от опытных туристов, что приезжая в незнакомое место, они первым делом идут на рынок…

— Мы тоже пошли. Что мне особо запомнилось, так это вкусный запах лепёшек и ларёчки, где продают газированную воду с сиропом в гранёных стаканах, — делится Дарья. — Я сразу вспомнила рассказы мамы про газировку её молодости. В Киргизии, кажется, время остановилось! Мы-то совсем к другому привыкли, к одноразовой посуде, например...

Ещё бросилось в глаза, что там много туристов из Европы — немцы, словаки. И в горах мы встречали иностранные группы, чаще из Чехии. Кстати, в Караколе мы жили в приюте (но не пугайтесь, не для бездомных!) — так в Киргизии называют обычный деревенский дом, приспособленный для проживания многих людей. Вечером познакомились с туристами из Новосибирска и вместе с ними заказали на ужин огромный казан плова.

А наутро за нами приехал ГАЗ-66 с будкой. Погрузились, и газик помчался так резво, что на поворотах у нас дух захватывало. Горная, извилистая, красивая, но одновременно очень страшная дорога. Каньон, внизу горная река… Водитель — профессионал! В окна залетали ветки, пыль, но это только добавляло экстрима. Мы же русские! Очень радостно воспринимали каждый подскок на кочке.

— Когда к горам подъехали, Киргизия предстала во всей красе, — не скрывает эмоций Илья.— Вместо скучной степи мы увидели красные горы и скалы. Нас высадили на поляне возле юрт, откуда начинался маршрут. Пошли мы и вдруг вдалеке в горах видим — коровы… Травы там достаточно, они спокойно пасутся. И так почти на всём протяжении маршрута, вплоть до подъёма на высоту 3 тысячи метров. Главный вопрос, который нас волновал, — как эти животные туда забрались? И ещё — как там могут жить люди?! Юрты стоят, коровы травку щиплют, а рядом — никакой цивилизации!

— Больше никакой живности мы там прак­тически не встретили, разве нечто похожее на сусликов, только покрупнее. Они и пищат, и воют немного. Кто-то назвал их собачками, так и понеслось... Воды там много. Через каждые два километра ручейки, и вода в них очень чистая. Погода была жаркая и переменчивая. В обед, как по расписанию, каждый день шёл дождь. Мы его пережидали, отдыхали… Легко было потом идти, только грязи много на ботинки собирали.

Семь быков. Джеты-огуз

Семь быков. Джеты-огуз

— Интересное свойство есть у гор: куда ни посмотришь, кажется недалеко, а в итоге идёшь туда целый день… Нам не рекомендовали снимать одежду с рукавами, чтобы не обгореть, поэтому иногда было жарко. После прохождения первого категорийного перевала мы отметились, что там побывали и сфотографировались с флагом СФУ. Предстоял спуск.

— Ну, спускаться-то всегда легче…

— Вот и я раньше так думала, а нет! Камни катятся из-под ног, да ещё рюкзак тяжёлый. Равновесие нарушается — можно так далеко укатиться… Хорошо что мне палочку дали трекинговую. Подниматься и спускаться с ней намного легче, как-никак третья точка опоры, можно и подстраховать себя в трудной ситуации. Спустились. Поставили готовить борщ, ждём. Заранее натянули тент, ведь послеобеденный дождь скоро. Вот из скороварки уже пар пошёл, однако давление ещё рано спускать. Но кто-то сильно голодный…

— Я решил поторопить процесс, — смеётся Илья.

— Мы приготовили тарелки, поставили их по кругу… А Илья всё: давайте откроем! Все ему хором — сиди! Но он не выдержал и начал открывать. И тут вдруг взрыв!

— Я впервые увидел, как борщ вылетает фонтаном из скороварки и сам разливается по тарелкам…

— А кто перевязывал пострадавшего? Вон на руке небольшой след вижу…

— Мы распределили должности перед походом. У нас в группе числились хронометристы, медик, летописцы, завхоз и фотограф. А Илья у нас был смотрящим за всеми. Он чаще других в походы ходит, только со скороваркой промашка вышла.

— Я заметил, что если с горы долго спускаешься, а потом идёшь по ровной дороге, то ноги как бы пружинят, и вес вроде меньше становится, и кажется, что идёшь… по Луне. Однажды после дождя мы увидели двойную радугу.

— Ещё нам очень понравился ледник, хотя до него мы не добрались, оставалось всего километра четыре. Полдня шли, и казалось, что он совсем рядом, но увы…

— Последние дни мы всё время поднимались. Встретился нам одинокий, отставший от своей группы чех, который рассказал, что его багаж улетел в другую страну, но он не стал отчаиваться и пошёл в горы один, хотя в Киргизии впервые. Мы его чаем напоили. Потом словака встретили, рассказали ему про Ергаки и про Столбы. Заинтересовался, сказал, что в Интернете обязательно почитает про наши достопримечательности.

— И какой день был для вас самым интересным?

— Шестой! — уверена Дарья. — Предстояло подняться к горному озеру Ала-Кёль. Погода была хорошая, тепло, свежо. Весь день поднимались в гору по сыпучей поверхности. Шли группой, шаг в шаг, чтобы камни не успевали разгоняться. Медленно продвигались, а потом увидели группы впереди нас. Иностранцы шустро шли налегке — их рюкзаки несли местные жители. Поднимаемся дальше, и вдруг с неба на нас посыпалось что-то колкое, холодное…

— Я хотел искупаться в том горном озере, но после града что-то засомневался. Потом стало ещё темнее, прямо метель началась… Снег пошёл, плотный и колючий.

— Утром мы сразу не поняли — лето сейчас или зима? Когда я из палатки вышла — сосульки-шнурки у ботинок торчали в разные стороны. Бело… Жутко... Не знаешь, куда наступишь — на камень или… в пропасть.

— Солнце из-за перевала вышло, и стало веселее. Этот день самый памятный ещё и потому, что у одного из участников похода был день рождения. Мы надули и подарили ему воздушные шары и снеговика, которого тут же слепили. Я думаю, 17 июля 2014 года наш однокурсник Михаил КОРОЛЬ точно запомнит на всю жизнь!

P.S: Ребята рассказали о том, как спасались на высокогорье от слепящего солнца, а спустившись, купались в горячих минеральных источниках. Как после спуска в течение нескольких дней наслаждались купанием в озере Иссык-Куль. Дарья теперь не представляет свою жизнь без походов в горы, а Илья на следующий год вновь собирается на Тянь-Шань, но уже в качестве руководителя группы. Он так и сказал: «Сам ещё раз посмотрю на эту красоту и другим покажу». Остаётся добавить, что руководил горным походом преподаватель Александр Валерьевич ЛОЧЕХИН.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы