«Троянский конь». В нём что-то есть

На протяжении трёх лет они собираются в свободное время, чтобы обсуждать Уголовный процесс.

В руках у магистранта 2 курса Константина СКОБЛИКА несколько упаковок зефира. С ними парень смотрится странно — высокий брутал совсем не похож на типичного любителя вкусненького. Истинная «сладость» для Кости — Уголовный процесс. Несколько раз в месяц для парня наступает настоящий пир — очередное заседание кружка «Троянский конь» (так называется сообщество юристов в Интернете), где подробно обсуждаются проблемы процесса, последние новости и законы. Туда Константин и приносит зефир. Чтобы всем слаще думалось.

Хотят в тупик

Три года назад доктор юридических наук, профессор Анатолий Сергеевич БАРАБАШ и старший преподаватель кафедры уголовного процесса Александр Александрович БРЕСТЕР предложили тогда ещё студентам 4 курса ЮИ проводить дополнительные занятия. Собственно так и появился кружок, на котором единомышленники обсуждают уголовный процесс. Для них он — как думы перед сном: волнует каждого, а поговорить не с кем. А тут — сплошное удовольствие! Кто может быть лучшим собеседником, чем такой же увлечённый человек?

— Ребята — правда, большие молодцы, сами проявили инициативу в создании подобной платформы для общения, — говорит Александр Александрович. — Мы не только обсуждаем процесс, но и нередко используем кружок как некий ресурс для предзащиты дипломных работ: выслушиваем доклады, задаём вопросы. Студентам потом защищаться намного проще.

Анатолий Сергеевич в шутку предлагает ребятам придумать стиль для кружка — например, пошить специальные шарфики, чтобы точно выделяться. Пока выделяются образом мыслей.

Совсем недавно прошло первое собрание в этом учебном году. На него пришли не только «старички», но и все желающие. Чтобы познакомиться получше, студенты поделились своими научными интересами. А потом устроили краткий обзор новостей и научных статей, которые вышли недавно. Это помогает всегда оставаться в теме и постоянно пополнять список литературы для собственных исследований. Никаких наставников и научных руководителей тут не бывает. Все общаются на равных.

— На собрания кружка я всегда иду с надеждой, — говорит Анатолий Сергеевич. — Вдруг сегодня услышу вопрос, который раньше мне никто не задавал, и на который не знаю ответа. Это поставит в тупик. И тогда я начну думать!

В жизни так тоже бывает у всех. Вот только некоторые боятся этого самого тупика или просто не хотят думать и ошибаться. А зря.

«Сохнут» после

— Собираемся мы, когда сами студенты скажут, — продолжает вступительную речь на первой встрече Анатолий Сергеевич. — Насильно сюда никто никого не зовёт. Появилась у человека потребность обсудить что-то — приходит.
Следом слово берут «старички». Идейные вдохновители и основатели кружка рассказывают, чем им тут нравится.

— Заниматься вопросами юриспруденции и Уголовного процесса лично мне интересно всегда, — Костя отодвигает зефир подальше. — Одному это делать скучно. Поэтому и возникает потребность в общении.

— Ещё наш кружок — это возможность пообщаться с преподавателями как с коллегами, — ставит чайник Настя. ­— Я не собираюсь сейчас льстить Александру Александровичу и Анатолию Сергеевичу, но для меня они — настоящие профессионалы, люди, которым верю всегда. Воспитывать в студентах высокую правовую культуру непросто. У них получается!

Показательный факт — на собрания продолжают ходить выпускники института. Наталья и Мария ЛАРКИНЫ уже нырнули в юридическую практику с головой. «Обсохнуть» помогает всё то, чему научил (и продолжает учить) кружок.

Наталья — стажёр Первой красноярской краевой коллегии адвокатов. «До сих пор хожу на собрания кружка потому, что сегодня сложно самостоятельно оценивать массив юридической информации, — говорит девушка. — Кроме того, хочется делиться своими соображениями по поводу разных правовых казусов. Обсуждать это с людьми, теоретически подкованными, интересней и полезней вдвойне. В том числе и для собственной профессиональной деятельности».

Александр Александрович достаёт телефон, чтобы сделать несколько снимков. На собрание пришло неожиданно много новичков, это не может не радовать. Каких-то особых рекламных ходов преподаватель не придумывает. Ребята тоже. Рассказывают знакомым, друзьям. Если человеку становится интересно — приходит. В этот раз в кружке решились на эксперимент: Александр Александрович рассказал про собрание на одной из учебных лент.

— В социальной сети «Вконтакте» есть сообщество нашего кружка, — продолжает Александр Александрович. — Обычно там мы выкладываем всю информацию, полезные материалы.

Группа эта закрытая, а интересного там действительно много. Например, одно из заседаний кружка было посвящено обсуждению проекта реформы правоохранительных органов, предложенного неправительственными организациями. Участники кружка составили схему предлагаемой структуры, сформулировали её плюсы и минусы и даже спрогнозировали проблемы реализации.

Пройдёт всего пара занятий — и ребята наперебой начнут обсуждать возможность использования материалов доследственной проверки в качестве доказательств, а также значение аудио- и видеодоказательств в современном Уголовном процессе и др.

В таких кружках с неформальным общением продолжает случаться настоящее образование. Вместе студенты и преподаватели учатся новому. В этом действительно что-то есть.

Расходатайствовались тут

— С самого утра мне хорошо, если знаю, что вечером встреча с заинтересованными людьми, — говорит Анатолий Сергеевич. – Уголовный процесс важен для меня, и я по- настоящему расстраиваюсь, если не могу о нём поговорить.
С появлением новых людей в кружок приходит преемственность. И тут каждый
понимает, насколько важно работать вместе, потому появляются исследовательские мини-группы. Ведь в Уголовном процессе нет изолированных тем — от коллег можно услышать и подхватить то, что потом пригодится самому.

Маргарита БОБРОВА в своей диссертации пытается понять, как и насколько учитываются социально-психологические особенности несовершеннолетних при вынесении приговора. Научных статей по этой теме — громадьё. Чтобы разобраться, нужно прочитать все. Только теории мало, нужно понять, что конкретно толкает подростков на преступления. Недавно Маргарита устроилась в Молодёжный центр Ленинского района. Там сотрудники курируют подростков, находящихся в социально опасном положении; девушке дали 17-летнего. Как куратор она общается с преподавателями, инспектором, самим осуждённым. Её главная задача — сделать так, чтобы подопечный не оступился вновь. Маргарита старается.

— Будь у меня такой куратор, я бы точно больше не грабил никогда, — говорит кто-то. Маргарита старается не краснеть.

Людмила БЕЛЕЦКАЯ к теме исследования пришла сама. «Добиралась» долго. Девушка пишет про ходатайства. Началось всё с обыч­ных семинаров по Уголовному процессу. Александр Александрович тогда дал студентам задание — написать ходатайство о приобщении доказательств к делу. Людмила скачала образец из Интернета. Отказ! Изменила фамилию. Отказ! Подправила формулировку. Снова переделывать! И так ещё несколько раз. Пока не поняла, что с этим делом так просто не получится. Тут особая специфика и сложность. Поэтому и решила исследовать обоснованность ходатайств.

Остаться понятым

С этого года подборки новостей и публикаций будут готовить студенты, а раньше — Александр Александрович. Но к первой встрече вновь подготовился преподаватель, выбрал самое интересное: в Новосибирске набирают дружину понятых, которая будет «бороться»… со штатными понятыми; в скором времени следователи сразу будут отдавать обратно вещественные доказательства и денежные купюры (а раньше только после вступления приговора в законную силу)… и т.д. Обсудили с интересом.

…У третьекурсников-новичков научных интересов пока нет — студенты хотят определиться, поэтому и пришли. Магистранты уже готовятся к предзащите в рамках кружка. Аспиранты советуются: стоит ли менять тему? А Александр Александрович с Анатолием Сергеевичем продолжают работать над тем, чтобы у всех не пропадал интерес не только к уголовному процессу, но и к образованию в целом.

Константин СТАРОСТИН
Рисунок Павла ПУРВИНА (ИНиГ)