В колонию на занятия

У магистрантов программы «Ювенальное право и ювенальная юстиция» учебные занятия в течение нескольких дней в режиме интенсивного погружения проходили в Канской воспитательной колонии.

Эта программа не имеет аналогов в России. На сегодняшний день только в Юридическом институте СФУ под научным руководством доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой криминологии и деликтологии Н.В. ЩЕДРИНА осуществляется подготовка специалистов по данному направлению. Актуальность образования, которое получают наши студенты, связана с реформированием правоохранительной и социальной сфер в интересах семьи и детства. Магистры погружаются в основные отрасли частного и публичного права, где более подробно изучают нормы, регламентирующие юридическую защиту и правовой статус несовершеннолетних.

Однако невозможно представить компетентного магистра данного направления, не подкованного также в области знаний детской психологии и педагогики. В связи с этим в программе в обязательном порядке изучаются предметы, посвящённые социально-психологическим особенностям подросткового возраста.

Среди дисциплин профессионального цикла предусмотрен и курс «Исполнение наказания в виде лишения свободы и постпенитенциарная адаптация освобождённых из воспитательных колоний» (преподаватели — кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного процесса А.Д. НАЗАРОВ и старший преподаватель кафедры криминологии и деликтологии Н.А. НИКИТИНА). Студенты могут сами «прощупать» систему исполнения наказания вдоль и поперёк — благодаря тому, что выходят за рамки привычных экскурсий в учреждения исполнения наказания и имеют возможность в течение нескольких дней вплотную контактировать с осуждёнными. В этом отношении практикоориентированности красноярской магистерской программы можно только позавидовать.

С 7 по 9 ноября студенты в очередной раз посетили Канскую воспитательную колонию. В течение нескольких недель до поездки они под руководством своих преподавателей и специалистов Ювенальной службы Красноярска разрабатывали программу мероприятий визита. Общими силами был создан качественный интеллектуальный продукт, гармонично сочетающий в себе содержательные и развлекательные мероприятия, общие сборы с песнями под гитару и рефлексионные обсуждения.

Программа пришлась по душе воспитанникам, привыкшим к регламентированным будням учреждения. Так, с помощью популярной ныне викторины Quiz парни вспомнили школьные знания. Интеллектуальная игра прошла в колонии весело и непринуждённо.

Особенно воспитанникам запомнились нестандартные сценарии судебных заседаний, где каждый из них примерил непривычную для себя роль присяжного заседателя и решал, достойны ли оправдания герои мультсериалов. Так, расчувствовавшиеся «присяжные» постановили, что «господин Лунтик, как лицо без гражданства», не подлежит административному выдворению за пределы РФ, так как «Россия — многонациональная страна, и в ней должно найтись место для такого маленького и безобидного существа, как Лунтик». Обвинённый в нарушении ст. 158 УК РФ Алладин также был оправдан «присяжными» из-за незначительной стоимости украденных фруктов с лавок торговцев. А вот Волка из «Ну, погоди!» «присяжные» единогласно признали виновным, хотя «адвокат»-студент и пытался безуспешно обвинить Зайца в подстрекательстве.

После эмоциональной «судебной» части студенты «на бис» провели серию мастер-классов. Парни-осуждённые с удовольствием учились складывать фигурки из бумаги, создавали нарядные открытки в технике «скрапбуккинг», осваивали хитрую науку завязывания мужских галстуков и терпеливо склеивали «игрушки-дергунчики».

Был проведён и киносеанс в домашнем кинотеатре колонии. Выбор фильма оказался нелёгким делом, так как он должен соответствовать определённым требованиям: демонстрировать образцы правового поведения, иметь моральную подоплёку, способную дать ребятам пищу для размышлений, не содержать запрещённые сцены, нецензурную лексику и т.д. Общим голосованием была выбрана вдохновляющая «Невероятная жизнь Уолтера Митти», нашедшая затем отклик в душах ребят.

Кроме реализации программы интенсива магистры провели интервьюирование и анкетирование воспитанников, получили уникальные эмпирические материалы, необходимые для написания своих магистерских работ. А мальчишки-воспитанники в любой момент могли подойти к студентам и получить юридические консультации по интересующим их вопросам.

Надо отдать должное самоотверженности наших студентов, которые задолго до поездки в Канск после учебных будней и по воскресеньям готовы были разрабатывать эксклюзивную авторскую программу, придумывать увлекательные мастер-классы, сочинять сказку с глубоким жизненным смыслом и выискивать необходимый реквизит. А затем тратить долгожданные выходные на работу с воспитанниками, с приключениями в гололёд добираться несколько часов автобусом до Канска и ночевать там в Центре туризма в учебном классе на полу на карематах и в спальных мешках…

Н.А. НИКИТИНА, А.Д. НАЗАРОВ

С собой в поездку в качестве стажёров студенты ювенальной магистратуры брали группу второкурсников бакалавриата — участников проекта «Шаг навстречу». Вот их впечатления о поездке.

«Канскую колонию мы посетили впервые. Спектр наших эмоций не передать словами. Мы очень волновались, потому что не знали, как нас примут. Мы очень тщательно готовились, переживали, понравится ли наша программа воспитанникам. Психологически настраиваться было очень тяжело: что надеть, как и что говорить? Колония нас встретила КПП — контрольно-пропускным пунктом. Нас обыскивали металлоискателем, проверили весь наш инвентарь, провели тщательный личный досмотр. Девушкам выдавали специальные брелки с «тревожной кнопкой» на случай ЧП.

Первая встреча с воспитанниками была самая волнительная. Нет, это был не страх, а сильное волнение, ступор и шок, когда ты видишь сотню человек во всём одинаковом, сотню пар глаз, которые пристально рассматривают тебя.

Встретили нас тепло. Слушали очень внимательно. Мы провели для воспитанников оригинальную спортивную эстафету. Они очень быстро сориентировались. Выполняли задания с большим энтузиазмом. К нам проявляли уважение, не позволяли ничего лишнего.

После эстафеты мы организовали песенный круг: сидели в кругу и пели песни под гитару. После этого воспитанники презентовали нам свои творческие кружки, пели для нас песни. Это было очень трогательно. Мы забыли о том, где находимся, и что эти дети — преступники, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Мы рассказывали о нашем институте, о том, чем мы занимаемся. Воспитанники рассказали нам о себе, о своей жизни в колонии.

В плане условий содержания Канская колония — эталон для подражания. Новые корпуса, культурный центр, кружок гитары, хореографический класс, большой актовый зал, живой уголок, класс рисования песком, кабинет психологической разгрузки, кружок авиамоделирования, кружок пения, современные школа и профессиональное училище, спортзал, атлетический класс… — условия просто потрясающие! Каждый может найти для себя увлечение!

А какие талантливые и выдержанные сотрудники там работают — воспитатели, психологи, учителя, социальные работники и сотрудники по режиму… Много молодых специалистов, которым ох как нелегко подчас бывает «рулить» неугомонной массой сложных пацанов. Но они терпеливы, настойчивы и корректны. А иначе и нельзя: на груди у каждого сотрудника видеорегистратор, который фиксирует все мгновения их общения с подопечными…

Во второй день нас поразило то, что воспитанники хорошо знают как административное, так и уголовное право. Мы смотрели с воспитанниками фильм. Затем устроили выставку арт-объекта «Красный чемодан». Воспитанники писали свои желания и мечты на листочках, затем приклеивали листки к чемодану. Мы очень надеемся, что их мечты и желания сбудутся, потому что от этих записок сердце сжималось. Это дети. Их мечты — о доме, о маме, желание путешествовать на самолёте, искупаться в южном море, встретить красивую девушку и прокатиться на иномарке… Но сейчас они находятся, может, и в «золотой», но всё же «клетке», за решёткой. Всё делают по команде. Все в одинаковом. И каждый день всё одно и то же, и всё — по режиму…

...Срокам лишения свободы свойственно кончатся, они вернутся в наш город и будут жить рядом с нами. Очень хотелось бы, чтобы вышли на свободу они другими людьми, не преступниками, опасными для окружающих…»

Марина САНТАЛОВА, Никита БАРХАТОВ,
Юлия РИХТЕР, Карина АЛЬБЕРТОВИЧ, Александра ХОХЛОВА
Средняя оценка: 5 (проголосовало: 1)