Клиника, врачующая души

В декабре на базе Института педагогики, психологии и социологии СФУ начала работу Университетская психолого-педагогическая клиника. До этого в структуре института действовали лаборатория психологических исследований и экспертизы и лаборатория психологического консультирования, диагностики и коррекции.

— Лаборатории не решали современные инновационные задачи и не очень эффективно работали, — говорит Екатерина ПОТАПОВА, доцент кафедры психологического развития и консультирования ИППС СФУ. — После глубокого анализа их деятельности у доктора педагогических наук, директора нашего института Ольги Георгиевны СМОЛЯНИНОВОЙ появилась идея создания психолого-педагогической клиники. При многих гуманитарных университетах на Западе существуют аналогичные клиники. И на базе СФУ есть аналог — Юридическая клиника, достаточно известная в городе, уже имеющая свою историю. Вот и у нас в институте решено было создать площадку, где психологи и педагоги встречались бы с практикой, осваивали инновационные методики по разным направлениям под супервизией опытного руководителя.

Проект стартовал первого декабря. К работе одновременно приступили три мастерские. Первая — под руководством доцента кафедры общей и социальной педагогики кандидата биологических наук Анны Валерьевны ЧИСТОХИНОЙ. Основное направление деятельности — подготовка тьюторов. Сейчас, в связи с инклюзивным образованием, во многих школах введены такие ставки. Тьюторы востребованы не только в школах. Они осуществляют социальное сопровождение любых детей (не только инвалидов), у которых есть какие-то потребности в образовании. У Анны Валерьевны, которая работает совместно с канадскими специалистами, наработаны технологии тьюторства, накоплен прак­тический опыт, которым она готова поделиться с коллегами и студентами.

Слушателями курса стали студенты, которые в рамках мастерской будут не только теорию постигать, но и непосредственно сопровождать в инклюзивном образовании детей с особыми возможностями здоровья.

Интересно, что у нас инклюзия понимается как включение в образовательную среду, а в той же Канаде — как включение ребёнка в жизнь. Действительно, на картонном автобусе не научишь ребёнка ездить, как не научишь делать покупки в игрушечном магазине. Поэтому надо помочь ему освоить навыки практической жизни и сопровождать по жизни столько, сколько потребуется, вплоть до вхождения в какую-то профессиональную среду.

Следует отметить, что ИППС планирует открыть подготовку тьюторов на системной основе в рамках бакалаврской программы с 2015 года.
Вторая мастерская клиники специализируется на организации инновационной досуговой деятельности молодёжи. Ею руководит магистр, ассистент кафедры психологии развития и консультирования ИППС СФУ Валерия МАТУШКИНА. Тема очень актуальная. Если за досуг детей до подросткового возраста отвечает школа, то потом формальные методы организации уже включают у детей сопротивление, а когда люди, которые не так далеко отошли от них по возрасту, облекают идеи в современные формы, они добиваются лучших результатов, нежели их старшие коллеги.

Валерия Вячеславовна долгое время работала в детском образовательном центре, где практиковались инновационные технологии. Владея этими знаниями, можно мотивировать молодёжь на решение каких-то задач независимо от возраста. К примеру, есть методика, когда в одной группе охотно занимаются ребята в возрасте от 7 до 18 лет. И настолько интересно и эффективно проходят занятия, что мы хотим эти технологии передать стажёрам — будущим психологам, педагогам.

Третья мастерская посвящена управлению человеческими ресурсами и бизнес-психологии. Тренер — Юлия ДИСЯК, психолог, практикующий именно в бизнесе. Много ли мы знаем о том, что должен делать психолог в этой сфере? А потребность в грамотной организационной бизнес-психологии предприниматели испытывают. Факт подтверждён социологическими опросами. К сожалению, в учебном процессе в рамках теоретического курса студенты проходят эту тему галопом по европам. Поэтому мастерская Юлии Дисяк очень даже кстати. Работая над задачей бизнеса, психолог должен изучить экономические основы, правила эффективной оценки кадровых ресурсов, знать рыночные отношения, грамотно в них включаться и многое другое.

В конечном итоге все три мастерские выйдут на решение практических задач в различных образовательных детских учреждениях.
Кроме того, приглашённые специалисты клиники бесплатно консультируют по психологическим или психолого-педагогическим вопросам студентов и преподавателей СФУ. Мы уже провели порядка 15 консультаций и видим, что потребность в наших услугах большая. Студенты, как правило, обращаются с какими-то учебными трудностями, просят помощи в разрешении межличностных конфликтов, выстраивании отношений. Кто-то обращается в ситуации острого горя — учим, как с этим справиться, как пережить стресс...

Ещё одно направление работы — помощь различным объединениям в структуре СФУ. Например, какой-нибудь студенческий клуб организует мероприятие для подростков. Мы даём экспертную оценку программы с точки зрения психологии. Рекомендуем, как лучше, с учётом особенностей возраста, подготовить и реализовать мероприятие, как обеспечить психологическую безопасность.

Также клиника разрабатывает программу тестирования для школьников и студентов с целью выявления профориентации. Эта программа в течение года-двух будет давать не только результаты диагностики, но и отслеживать в динамике становление и режиссирование будущей карьеры. Направление ведём совместно с кафедрой социальных технологий (заведующий кафедрой — доцент, кандидат технических наук Игорь Анатольевич КОВАЛЕВИЧ).

В настоящее время мы ещё формируем рабочий коллектив и готовы принимать интересные идеи, предложения, проекты.
Мы провели мониторинг психологического рынка в Красноярске и выяснили: основное ожидание людей от психологической консультации — чтобы она была проведена грамотным специалистом. Мы рады, что можем предложить качественную услугу (индивидуальные и групповые психологические консультации) всем горожанам.

Режим работы клиники: ежедневно (кроме выходных) с 10 до 20 часов. Записаться на консультацию можно по телефону 206-23-15 или обратиться лично по адресу: пр. Свободный, 79, ауд. 11-10. Вопросы принимаем и в нашей группе ВКонтакте.

С января 2015 года консультации психолога университетской клиники будут доступны и в режиме онлайн.

Виктория ДМИТРИЕВА