Снегурочка и национальный характер

Среди русских национальных черт называют склонность к заимствованию. Русский человек охотно перенимает разные элементы чужих культур, внедряет их в свой быт и язык. У этого свойства есть как сильная сторона, так и слабая. При грамотном освоении не своего, но необходимого нация, безусловно, обогащается. И это сильная сторона процесса. Но если то, что заимствуется, не успевает должным образом адаптироваться к нашему быту или языку, тогда вряд ли это можно считать хорошей стороной происходящего. Есть опасения, что, безоглядно впитывая, как губка, народ не сохранит ничего своего: губка-то на 90% состоит из воды, то есть из чужого. Я не разделяю опасений об утрате русских традиций, но с вниманием смотрю, что с ними, а следовательно, и с нами происходит.

Снегурочка Н. Рериха...

Снегурочка Н. Рериха...

Почему я говорю об этом накануне Нового года, одного из самых, пожалуй, национальных праздников? Да потому, что как раз в преддверии и во время «больших празднично-сувенирных» базаров и массовой продажи рекламных услуг наиболее заметно, как происходит формирование национального характера. Выражается это в том числе и в атрибутике. Наверное, вы уже привыкли, что перед Новым годом нас посетит очередной китайско-японский зверь: к восточным соседям приходит то год Овцы, то Кролика, то Мыши, то Дракона. Это древняя, основанная на восточной мифологии культурная традиция, которую вряд ли кто из россиян знает хотя бы на уровне легенды о том, как появился этот календарь. И уж тем более невнимательны россияне к дате наступающего звериного года, так как традиционный Новый год китайцы и японцы встречают по лунному, а не по солнечному, как мы, календарю.

Очень хочется осмысленно отмечать праздник и перед Новым годом украсить дом или рабочее место своими традиционными символами, хочется наглядеться на них взглядом и напитаться их «русским» духом. А знаете, что такое «дух» в данном случае? Это внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива. Вот эту силу и хочется найти в том, что должно помочь праздник осмыслить как русский традиционный. Порой это бывает сложно: ищешь Деда Мороза — находишь Санта Клауса; ищешь русскую тройку лошадей — находишь оленей; ищешь снеговика, снегирей — находишь тех же северных оленей; ищешь ёлочку — находишь омелу; ищешь Снегурочку — находишь на каждом углу овечек. Какой национальной идеей можно вдохновиться, получив

...Б. Заворыкина

...Б. Заворыкина

на Новый год овечку?

Славянская культура относительно молода, и начАла многих её традиций не всегда уходят «вглубь веков, в тёмную далёкую старину». Снегурочке 145 лет (а новогодним персонажем она стала совсем недавно — в 1937 г.). Она появилась благодаря увлечённости народной культурой большого количества умных и грамотных людей. Народный сюжет сказки о снежной девочке (который был распространён и в других культурах) обработал и опубликовал в 1869 году А.Н. АФАНАСЬЕВ в работе «Поэтические воззрения славян на природу», ставшей классикой. В 1873 году А.Н. ОСТРОВСКИЙ творит мифопоэтический мир в своей пьесе «Снегурочка», придумывая ей родословную (отец —

... В. Васнецова

... В. Васнецова

Мороз, мать — Весна-Красна) и судьбу (она влюбляется и погибает во время ритуала почитания бога солнца Ярилы). Одноимённая опера Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА имела огромный успех и популярность. Созданный всеми этими талант­ливыми людьми образ был близок и понятен русскому человеку. Тут же образ Снегурочки закрепился изобразительно: картины В. ВАСНЕЦОВА, Б. ЗАВОРЫКИНА, Н. РЕРИХА рождались как иллюстрации и эскизы костюмов к пьесе и опере.

Так был создан почти на наших глазах (что такое для культуры полторы сотни лет!) национальный персонаж, в котором если и было заимствование, то оно настолько растворено в своём, что стало отличительной славянской чертой. И эту свою культуру хотелось бы культивировать (простите за каламбур) как внутри страны, так и за её пределами. Потому что кроме такой черты, как способность перенимать традиции, есть у русских и другая — умение и талант создавать своё.

Алевтина СПЕРАНСКАЯ