Бакалавры. А дальше?

Этим летом выпуск бакалавров в СФУ будет в три раза больше, чем в 2014-м, и это рекордный показатель с начала реализации двухуровневой системы образования в Сибирском федеральном университете. В связи с этим уже сейчас многим из ребят надо определяться: идти ли учиться дальше в магистратуру или трудоустроиться, т.к. мест в магистратуре на всех не хватит.

Мы задумались, в каких случаях преимущества есть у «нового» бакалавра, а в каких — у привычного специалиста. Этот вопрос решили задать преподавателям СФУ.

Евгений Александрович СОРОКИН, кандидат технических наук, заведующий кафедрой технологических машин и оборудования ПИ СФУ:

— Раньше в нашей стране выпускались только «дипломированные специалисты», но для выполнения международных стандартов и признания отечественных дипломов за рубежом было принято решение о создании двухуровневой системы образования. А вообще в России установлены три уровня высшего профессионального образования: квалификация «бакалавр», квалификация «специалист», квалификация «магистр».

При очной форме обучения на изучение программ для степени «бакалавр» отводится не менее четырёх лет, в то время как для степени «специалист» не менее пяти лет. По окончании обучения по квалификации «специалист» выдаётся диплом по выбранной специальности, а при получении степени бакалавр — диплом об общем высшем образовании. Таким образом, специалист — это профессиональная квалификация, в то время как бакалавр является научной степенью. После получения диплома бакалавр может продолжить обучение, пойдя на вторую степень обучения — магистратуру.

Валентина Александровна КРАТАСЮК, профессор, доктор биологических наук, заведующая кафедрой биофизики ИФБиБТ:

— Бакалавры имеют уровень студентов 4 курса специалитета. Но при этом бакалавры считают себя полными специалистами и ведут себя соответственно. Магистратуру воспринимают как нечто дополнительное и необязательное до тех пор, пока не засобираются в аспирантуру. Специалисты, конечно же, взрослее и имеют больше оснований считать себя специалистами.

К сожалению, многие из наших бакалавров в отличие от, например, бакалавров американских университетов, не дозрели до понимания, что «строить своё будущее» (заботиться о своём резюме) нужно, начиная ещё с детсадовского возраста, а не после окончания бакалавриата. Поэтому очень хорошая идея непрерывного образования (закончить бакалавриат по одному направлению и, поняв, каких знаний не хватает для того, чтобы стать настоящим профессионалом, выбрать нужную магистерскую программу) пока не реализуется, и это, в первую очередь, связано с безответственностью за свою судьбу у большинства студентов-бакалавров.

В отличие от специалиста бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после окончания магистратуры. Но при этом степень бакалавра признаётся за рубежом. В силу того что бакалавр учится меньше специалиста, некоторые работодатели считают, что студенты со степенью бакалавра являются менее конкурентоспособными по сравнению со специалистами и не очень охотно берут их к себе на работу.

Светлана Николаевна ГРИБ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, заместитель директора по учебной работе ИЭУиП:

— Я бы назвала бакалавров «специалистами по-быстрому», ведь стандартные образовательные программы бакалавриата составлены в виде набора общих и профильных экономических дисциплин, многие из которых в процессе доработки. Программы обучения специалистов были обкатаны на протяжении многих лет, составлены системно, и студенты-специалисты имеют значительное преимущество (главным образом, за счёт востребованности со стороны работодателей профильных, практических знаний и навыков, приобретаемых на 5-м курсе).

Стоит отметить и не самый высокий уровень абитуриентов: проходные баллы на некоторые специальности не превышают 80 баллов по двум зачётным дисциплинам. Отголоском школьного образования стало то, что студенты предпочитают работать с информацией в тестовой форме, при этом построение высказываний и причинно-следственных связей вызывает у них определённые сложности при обучении в вузе. В связи с этим необходимо сначала наверстать школьный уровень до начального университетского. И это ещё один момент, вызывающий тревогу: времени у «специалистов» на то, чтобы стать специалистами, больше на целый год. Бакалавры думают, что все пойдут в магистратуру, но уже сейчас важно понимать, что на всех мест не хватит.

Безусловно, каждый может по-своему видеть отличия бакалавров от специалистов, но, очевидно, что если студент-бакалавр хочет стать грамотным, востребованным специалистом, ему самому необходимо прилагать усилия к самообразованию: изучать дополнительную специальную литературу, посещать факультативы, выездные школы, задумываться с первого курса о том, где и кем он сможет работать по окончании университета. Важно не терять времени —
искать возможности получить практическое применение своим знаниям, понимать, что от молодого специалиста ждут на рынке труда.

***

Университет предлагает множество возможностей для получения дополнительного образования и повышения компетенций. По вопросам трудоустройства студенты и выпускники всегда могут обращаться в Центр карьеры. С этого года для студентов и выпускников будет предоставлена новая услуга — «Карьерное консультирование» с использованием технологий коучинга, в рамках которого каждый желающий сможет получить консультацию, узнать, как определить свою карьерную траекторию, сориентироваться в профессии, задать вопросы об актуальных вакансиях по специальности, а также составить эффективное резюме.

Подробности на сайте Центра карьеры. Для получения информации о вакансиях работает телефон горячей линии по трудоустройству +7 (391) 206-24-58