«Мы смеёмся над одними шутками»

Самый талантливый студент России о культурных барьерах, инновациях и рисовых плантациях

Удача, как известно, улыбается смелым. В очередной раз убеждаюсь в этом на примере Максима ЯЦЕНКО, студента 4 курса Института нефти и газа. Максим выиграл конкурс, проводимый «Сбербанком», и в августе побывал на стажировке в Китае.

«Сбербанк» — основной и пока единственный спонсор молодёжной программы международного сотрудничества Young Global Pioneers. Конкурс на получение одного из трёх грантов (для ребёнка сотрудника банка, для воспитанника детского дома, для талантливого студента из российского вуза) проходил весной этого года по всей России. Среди двух тысяч претендентов Максим стал лучшим студентом и вместе с двумя другими победительницами из Москвы и Санкт-Петербурга отправился в Китай.

— Максим, как ты узнал о конкурсе?

— Прочёл на сайте института. Мне мама скинула ссылку. Я подумал, почему бы не поучаствовать. На самом деле я не очень хорошо относился к конкурсам, потому что это всегда шанс на миллион, то есть очень большое количество участников. Плюс «Сбербанк» — это так или иначе связано больше с экономическими специальностями, а так как я из нефтегаза, вообще не думал о победе.

— Что было самым трудным для тебя в конкурсе?

— Я бы не назвал его трудным. Отбор победителей проходил в два этапа. Первый этап был на предложение чего-то нового, нововведения — и именно для «Сбербанка». Я понимал, что по экономике в принципе не смогу ничего предложить, и предложил систему расширения онлайн-банкинга — так, как это сделали в британском банке, с 24-часовым обслуживанием реальных операторов онлайн. Вторым этапом было собеседование. На собеседовании вопрос был о том, хочу ли я продолжить потом работать в «Сбербанке». Я ответил, что у меня нет каких-то определённых перспектив, то есть я открыт для любых вариантов. Это действительно так.

— Какие были требования к уровню владения иностранным языком?

— Требования — спокойно разговаривать с людьми из других стран. Цель проекта была в том, чтобы собрать как можно больше разноплановых людей, и чтобы они обсуждали любые проблемы с разных точек зрения.

— В каком городе вы жили в Китае?

— Мы посетили несколько городов. Суть программы как раз показать контраст. Мы начали с очень «китайского» района в Пекине, где с нами все фотографировались, затем углублялись всё дальше, даже работали на рисовых плантациях. А потом сразу поехали в самый топовый отель в центре Шанхая.

— В чём была основная цель этой международной программы?

— Цель, как я понимаю, создать новых лидеров, которые ориентированы на глобальное мышление, на межкультурные ценности. Видеть проблему не только со своей точки зрения, но понимать, что есть разные позиции. У нас были лекции по лидерству, по экономике. Посещали конференции по инновационным технологиям. Также было целью наладить определённые бизнес-связи. Мы активно поддерживаем связь друг с другом. Нас поделили на группы по четыре человека, и вот раз в три месяца мы будем созваниваться и общаться.

— А какую цель преследовал именно ты в этой стажировке?

— Раньше я общался в основном с людьми из России, поэтому мне хотелось посмотреть на то, как происходит межкультурное взаимодействие. Там были представители 11 стран, в том числе Норвегии, Дании, Филиппин, США. Мы очень тесно общались со всеми, делили комнаты в отеле друг с другом, то есть видели друг друга не просто на поверхности культуры, а именно в повседневной жизни. И выяснилось, что мы все в принципе одинаковые. Смеёмся над одними и теми же шутками, делаем одно и то же. Эта была очень весёлая атмосфера.

— Что для тебя стало самым необычным в этой поездке?

— Мне понравились люди, с которыми я там жил. Был один парень из Филиппин, он в 16 лет организовал свою фирму по туризму. Общение с такими людьми вдохновляет. Ведь одна из целей была именно в мотивации: чтобы мы делились друг с другом своими достижениями. Каждый вечер мы просто садились и говорили, что узнали за прошедший день, что нас впечатлило. Ещё мне понравились разные экологические инновационные проекты, которые мы делали. Например, у нас был проект, связанный с пластиковыми соломинками: как их использовать, ведь их действительно много.

— А поехал бы ещё раз в Китай?

— Да, там люди очень дружелюбные. В первый день мы ходили по городу, у нас у каждого был список заданий, например, сфотографироваться с местными жителями, научиться новому слову. Мы, стесняясь, подходили, просили, но они настолько дружелюбно реагировали, что было неожиданно.

Когда мы приехали, нам сразу же сказали, что в Китае безопасно. И я действительно ни разу не видел, чтобы что-то случилось. Помню, как мы потерялись в Шанхае, было четыре часа ночи, но даже намёка на опасность не возникло. А однажды я оставил телефон на конференции на столе; вернулся через час — он лежал на том же месте.

— Можно ли сделать вывод, что эта поездка в чём-то изменила твоё мировоззрение?

— Да, определённо. Пожалуй, главное — в межкультурном вопросе. Я считаю себя русским, и я думал, что чем-то отличаюсь от других. Помню, после посещения Китайской стены мы говорили о барьерах, существующих между нациями. Кто-то сказал тогда, что барьеры должны быть для разделения наций, но они должны восприниматься, как эта Китайская стена: она открыта для туристов. Так и с национальными барьерами: они должны быть только для вида, чтобы ограничить одно от другого.

Ещё задумался о поступлении в магистратуру в другой стране. Например, в Австралию по программе «Глобальное образование».

Пример Максима вас вдохновил? Вы будете следить за информацией о грантах и конкурсах на сайте СФУ? Кстати, в апреле «Сбербанк» объявит новый конкурс на поездку в Танзанию.

Юлия СТАСИШИНА

Похожие материалы