Зачем белке радио?

Зачем белке радио — в этом ещё предстоит разобраться, а вот зачем «Белка радио» студентам Института филологии и языковой коммуникации — вполне понятно. Здесь каждый может примерить на себя роль диктора или корреспондента и попробовать радиожурналистику на зуб: не по учебникам, а в работе.

Хвостатое начало

История гласит, что до декабря 2014 года все работы студентов ИФиЯК по радиожурналистике хоть и оценивались придирчиво, но в итоге отправлялись в стол. А точнее захламляли память компьютера преподавателя этого курса Ольги Анатольевны ЗОРИНОЙ. Но это до поры до времени. А виновником всему, как ни странно, оказался… хвост! Нет, конечно, вовсе не беличий хвост (хотя аналогия была бы уместна), а самый обычный хвост студента Виктора АНТИПЕНКО в виде задолженности по радиожурналистике. А так как это был не просто студент-журналист, а ещё и айтишник, то стороны договорились о том, что хвост Виктору простят, если он создаст «Вконтакте» группу — чтобы представить, наконец, миру студенческие радиошедевры. Так и родилось на свет «Радио ИФиЯК».

Но время шло, первые корреспонденты «Радио ИФиЯК» получили дипломы и разлетелись кто куда. И вот в сентябре прошлого года радио, наконец, обрело шеф-редактора — до этого редакторские заботы лежали на плечах О.А. Зориной. Студенческое радио возглавила второкурсница Елизавета ЗЮЗЯ, теперь она вместе с командой увлечённых одногруппников создаёт программы для обновлённого институтского радио, которое они задорно переименовали в «Белка радио».

Шустрый зверёк

«Белка — это символ нашего университета, — рассказывает Елизавета Зюзя. — Мы подумали, почему бы и нет? Пусть будет «Белка радио»! Тем более что белка такая шустрая, она везде успевает и узнаёт всё самая первая, она мобильная и жизнерадостная. А это как раз про нас! Мы надеемся, что наши рубрики интересны не только студентам ИФиЯК, но и ребятам из других институтов, преподавателям. Ведь мы стараемся выбирать злободневные темы. Молодёжи всегда хочется побольше знать о других людях со схожими интересами или проблемами, а наше радио — отличный способ рассказать об этом. А самый большой успех получила у нас одна из последних передач, которая была посвящена Универсиаде-2019. И по такому отклику легко проследить, что сейчас это самая животрепещущая тема: все ждут, студенты просто в предвкушении этого события, поэтому и на программу об Универсиаде откликнулось больше всего людей».

Вы уже начали перебирать частоты в поисках «Белка радио»? Нет-нет, это путь в никуда. Напоминаем: «Белка» — радио подкастовое, все программы выложены в группе https://vk.com/ifiyakradio И это, кстати, очень удобно, потому что программы можно послушать в любое время, а потом рассказать друзьям и вместе послушать ещё разок. Кстати, «Белка радио» предлагает самые разнообразные рубрики — от опросов по волнующим темам «Хочу спросить» до «Музыкальной вахты» и рубрики «Кто в мешке?», посвящённой пушистым (и не только) беличьим друзьям. При этом новые программы выходят каждую неделю — всегда есть что послушать.

Белка как формат обучения

Но не стоит забывать, что «Белка радио» интегрировано в курс радиожурналистики, а значит, и оценивается строго — не только лайками и репостами, но и отметками в зачётке.

О том, насколько эффективен такой формат обучения, говорит Ольга Анатольевна Зорина: «Ребята не только делают программы, но и получают возможность представить их слушателям, получить независимую оценку. К тому же они учатся ответственности, особенно если речь идёт о цикловых программах. До появления нашей группы мы и не заикались о творческом экзамене, а теперь это обязательный элемент обучения, дающий самые главные навыки коллективной работы. А ведь и радио, и ТВ — коллективный труд. И нужно уметь работать в команде, планировать, принимать решения и т.п. А то, что опыт создания радиопрограмм современному журналисту очень необходим, и объяснять не нужно. Кстати, наше «Белка радио» достаточно регулярно слушает шеф-редактор «Радио России» Красноярска Татьяна МАРЧЕНКО. Так что у работодателей есть полная картина возможностей наших ребят».

Лиза Зюзя и Наталья Архипова; Настя Утянских, Любовь Полежаева и Ольга Ясева

Лиза Зюзя и Наталья Архипова; Настя Утянских, Любовь Полежаева и Ольга Ясева

Скоро в эфире

Корреспонденты «Белка радио» признаются — процесс создания программ трудоёмкий. Да и за качеством материала строго следят опытные преподаватели — иногда перед публикацией в группе программу приходится переделывать не один раз.

Свои радиопрограммы ребята делают в условиях, максимально приближенных к боевым: с помощью диктофонов, позаимствованных на кафедре журналистики, или записывают звук на сотовые. Монтаж программы каждый студент тоже выполняет своими силами, а вот оценивают результат уже все вместе и программы с серьёзными недочётами просто не допускают к эфиру. С этим, кстати, связана своя история. Чуть больше года назад нынешним радийщикам предложили в качестве отчёта о практике оценить работу «Радио ИФиЯК». Тогда многие оставили критические отзывы, о которых теперь частенько вспоминают. Честно признаются: создавать качественное радио оказалось совсем непросто — порой монтаж 6-минутной программы может занять 4 часа! А кто-то возьмёт — и раскритикует.

Кстати, уже совсем скоро ребята выложат в своей группе ВКонтакте новую программу. По секрету они рассказали, что она будет посвящена самым оригинальным подаркам на 23 февраля. Если вы ещё не определились, что дарить нашим защитникам, — будет полезно.

Анна ГЛУШКОВА
Наталья АРХИПОВА, автор рубрики «Кто в мешке?»: «Всю работу для своей программы я делаю одна, монтаж лично у меня особых трудностей не вызывает, но иногда приходится переписывать несколько раз, если где-то что-то не так. Про себя я, например, знаю, что очень быстро говорю, и с этим тоже приходится справляться. Ну и, конечно, очень полезны советы преподавателя».

Любовь ПОЛЕЖАЕВА: «Для меня это настоящее радио. Потому что когда ты четыре часа пытаешься сам смонтировать, создать свою программу, то это совсем не игра в радио, а вполне серьёзно. Мы сами выбираем темы, собираем материал, монтируем. Мы самостоятельные люди, нам только по итогу говорят, где мы допустили ошибки, чтобы учесть их и не повторить в следующий раз».