Воспитательный десант в СФУ

Так уж получилось, что проректорами по социальной и воспитательной работе практически во всех федеральных университетах работают молодые, энергичные мужчины. В начале марта они встретились в СФУ, чтобы подвести некоторые итоги 2015 года, обсудить новые проекты и определиться с планами на год текущий.

— Наш совет проректоров молодой, активно начал работать с 2014 года — по примеру ректорского «Клуба десяти», — рассказал председатель совета, проректор по социальной и воспитательной работе Казанского федерального университета Ариф МЕЖВЕДИЛОВ. — Пока изучаем опыт друг друга. Побывали в Казани, в Екатеринбурге, Калининграде, Владивостоке. В Красноярске я впервые, и впечатления от СФУ самые тёплые. В 2019 году здесь пройдёт Универсиада, и один из основных вопросов — это подготовка волонтёров. Казань в 2013 году уже была столицей Универсиады, и мы получили тогда помощь от многих вузов, городов и коллег, а сейчас СФУ нуждается в такой поддержке и мозговом штурме. Мы договорились о взаимодействии. Площадки федеральных университетов в разное время будут использоваться для проведения форумов, чтобы активнее доводить спортивную тематику до студенчества.

— Какие направления ещё в приоритете?

— В прошлом году мы обсудили очень актуальную тему — патриотическое воспитание. Это не менее важно, чем спорт. И направление отнюдь не самое лёгкое. Если вспомнить историю, то в советское время патриотическую работу и стройотряды курировал комсомол и партия. В процесс были вовлечены огромные массы молодёжи. Указанные движения удалось сохранить, и мы, проректорский корпус, считаем, что административный потенциал вузов сегодня надо направить и сюда. Единение среднего, старшего и младшего поколений вокруг 70-летия Победы — тому подтверждение. Но работа должна быть не от случая к случаю, не для бланка отчётности, а постоянной и системной.

Обеспокоены проректоры и бытовыми условиями жизни студентов. Не все федеральные университеты могут на 100% обеспечить своих студентов общежитиями. Вот и следят за тем, что есть в каждом университете, какие подвижки, какую роль играет студенческое самоуправление.

А что у вас?

Программа пребывания проректоров федеральных университетов была составлена так, что большая часть общения и обмена мнениями проходила в неформальной обстановке, в экскурсиях по кампусу, знакомстве с разными структурами и т.д. Разумеется, своим опытом делился в первую очередь СФУ как принимающий университет. Но кое-что из рассказов наших гостей и нам можно взять на заметку.

>> Так, в Северо-Восточном федеральном университете, понимая, что молодые люди в любом случае будут тянуться в клубы и на различные тусовки, решили создать танцпол прямо в кампусе. Оказалось, что, во-первых, на этом можно даже зарабатывать; а во-вторых, так проще прививать культуру «вечеринки без алкоголя». И теперь СВФУ не то что не тревожится за поведение своих студентов где-то на выезде, а гордится их реноме.

>> Больной темой для всех вузов оказалась необходимость участвовать в «искусственных» мероприятиях, где студенты должны наполнить зал, создать массовость. Во многих вузах это «направление работы» становится едва ли не первостепенным. Оборону приходится держать нешуточную, и, как оказалось, у каждого проректора здесь свои хитрости. Кто-то предлагает «наполнить повестку» и, накапливая число таких обращений об «обеспечении присутствия студентов», потом вместо четырёх встреч-выступлений проводит одну. Другие разработали прайс и выдвигают «накладные расходы» на участие своих «волонтёров». Третьи стоят твёрдо: «как решит студенческий совет» или «идёт учебный процесс».

>> Ещё один опыт якутян: день самоуправления. Мы привыкли, что это практикуют в школах, реже — в отдельных институтах, но вот в СВФУ место студентам уступают все, от ректора до преподавателя (исключение — только бухгалтерия). И что получается? Ректор для своего однодневного полпреда составляет именно тот список поручений, которые надо решить, вступая в диалог со студентами — и порой студенческий ректор достигает требуемой цели значительно легче. Преподаватель, уступая лекцию своего любимого курса, доверяет заменить себя лучшему студенту. Между прочим, так и формируется кадровый резерв.

— После того как побываем во всех десяти федеральных университетах, поймём, где локомотив, а где, наоборот, нужно брать на буксир, выравнивать положение, — продолжает А. Межведилов. — Сегодня федеральные университеты участвуют в большом проекте за право войти в мировую сотню лучших вузов, и компоненты науки, инновации и образования доминируют. Однако имидж формируют не только учёные и преподаватели, но и сами студенты. Абитуриенты, в том числе и зарубежные, смотрят не только на инфраструктуру, научно-педагогический состав, но и на наличие общежитий, безопасность, медицинское обслуживание. Им не безразлично, как представлена в университете культура, есть ли спортивные объекты. И здесь тоже зона ответственности проректоров по воспитательной работе и органов студенческого самоуправления. Творчество, спорт, общественная деятельность, волонтёрское движение — всё это развивает в наших студентах лидерские способности, а вуз должен предоставлять возможности для их раскрытия, чтобы у студента не было ни одной свободной минуты для дурных дел.

Мы проигрываем, когда думаем, что надо общаться со студентами в основном в социальных сетях. Чтобы воспитывать, надо видеть глаза ребят. Ну скажите, разве Масленицу или «Студенческую весну» проведёшь в Интернете?

Совет проректоров является неформальной площадкой для обмена технологиями работы с молодёжью. Например, в Южном федеральном университете действует информационно-аналитическая программа «Персональный рейтинг обучающегося».

— Некоторое время назад мы разработали электронную систему личных кабинетов студентов. Персональное портфолио есть теперь у каждого. Оно снабжено адресом электронной почты и полным описанием анкетных данных студента и является инструментом фиксации всех его шагов в рамках университета, вплоть до подачи заявок на стипендии или в административные службы, — рассказывает проректор по учебной работе и развитию молодёжных программ ЮФУ Владимир КИРИК. — Портфолио разделён на несколько секций: блок научных, общественных, культмассовых, спортивных достижений. Использование показателей студенческого рейтинга является абсолютной прерогативой студенческого самоуправления. Все инструменты материальной поддержки, скажем, преимущественное право заселения в новое общежитие и прочее, реализуются через эту систему. Теперь студенты несут ответственность за всё, что делают или не делают. Мы уже видим положительный результат и предлагаем воспользоваться нашим опытом.

— Воспитательная деятельность сейчас всё больше уходит в плоскость индивидуальной работы со студентами и организациями, и очень важно, чтобы эта работа велась на уровне институтов, — считает Олег ГУЩИН, проректор по воспитательной деятельности, молодёжной и социальной политике Уральского федерального университета. — В настоящее время в СФУ действует 19 институтов (в УрФУ их 16), и для работы с ними структурных подразделений под руководством проректора Романа БОГДАНОВА, в общем-то, недостаточно. Я бы поставил этой команде оценку «5». Но наши красноярские коллеги пытаются объять необъятное, в то время как многие другие вузы пошли другим путём. Например, в большинстве федеральных университетов есть должности заместителей директоров институтов по воспитательной работе на платной основе. Это люди, умудрённые опытом, наставники для молодёжи, они организуют практически всю воспитательную и социальную работу внутри институтов, работают с полной отдачей.

Гости остались довольны увиденным в СФУ, в частности, отметили творческий поиск и креативность сотрудников Центра студенческой культуры и отдела молодёжных проектов Управления молодёжной политики, впечатлились условиями проживания в студенческих общежитиях. Визит проректоров в столицу будущей Универсиады-2019 завершился коллективным походом на Столбы.

Соб. инф.
Фото В. МОЛОШАГА