Конфликт? Конфликт!

Ключевой темой XXIII Всероссийской научно-практической конференции «Практики развития», состоявшейся на прошлой неделе в том числе на площадке СФУ, стал современный конфликт индивидуального и массового образования. Обсудить противоречие между стандартизацией, массовыми формами образования и персональными притязаниями в Красноярске собрались известные российские психологи, эксперты из Высшей школы экономики, Новосибирского, Пермского, Томского, Уральского университетов, руководители крупных образовательных комплексов и программ.

А нужен ли конфликт?

Большое пленарное заседание открыл доклад кандидата психологических наук Татьяны ЮСТУС «Конфликт, который нужен?», подготовленный совместно с профессором СФУ, доктором психологических наук Борисом ХАСАНОМ.

Одна из главных проблем современного образования, отмечалось в докладе, как раз в том и состоит, что настоящего конфликта между массовым и индивидуальным не происходит. А если они не вступают в конфликт, то индивидуальное не обретает форму, остаётся на уровне нереализованного интереса. Как при этом распознать индивидуальное? Например, индивид хочет быть в системе и использовать её ресурсы, но реализовывать при этом свои интересы, отличные от тех, на которые система «заточена». Допустим, у магистранта сформировался индивидуальный запрос на обучение — помимо общих для всех дисциплин он хочет развить конкретные компетенции. Если такой интерес оформился, то к результату он может привести только в случае столкновения действий (т.е. конфликта).

Речь, конечно, идёт о конфликте не в обывательском представлении (который ассоциируется с чем-то разрушительным), а о конструктивном конфликте, выполняющем функции инструмента развития. В нём должны столкнуться, с одной стороны, управляющий своим развитием (например, магистрант), а с другой — управляющий развитием системы (преподаватель, руководитель программы, обладающий необходимым ресурсом для удовлетворения интереса магистранта). При этом удержание противоречия в продуктивной форме обеспечивается за счёт переговоров, в которых могут быть удовлетворены интересы обеих сторон.

Доклад задал общий тон конференции, очертив основной круг дискуссионных вопросов: это и условия появления и обнаружения индивидуального запроса, и возможности института переговоров в образовании, и профессиональные компетентности, необходимые для удержания конфликта, а также ряд других.

«Критика педагогического цинизма»

Доклад на эту тему представил доктор философских наук, доцент Пермского государственного университета Виктор ИМАКАЕВ.

Педагогический цинизм (который понимается как «просвещённая негативность»), согласно докладу, можно описать в виде противоречий. Приведём примеры самых ярких: это противоречие между мышлением и телесностью («думанье», по мнению педагога-циника, должно быть неподвижно, т.е. на уроке ученики должны сидеть смирно, в то время как движение всегда бездумно, а значит, бесполезно); противоречие между теорией и практикой (аргумент циников: «рассказано — значит, усвоено», при этом одних слов, по мнению циников, достаточно); между математикой и искусствами (искусства не имеют ценности в сравнении с точными науками: «им же ЕГЭ сдавать…»); подмена выбора отбором (ребёнок не может выбирать, что ему интересно: «Мы лучше знаем, что ему нужно…»). При этом педагог-циник не выносит критики и стремится к власти, подавляя индивидуальность ученика или студента. Так, ошибаться нельзя — получать подсказки от учителя допустимо (тем самым убивается самостоятельность, ответственность за собственные шаги и решения).

«Эту тему важно обсуждать, потому что это сплав естественных установок, с которыми сталкивается каждый, кто начинает свой путь в образовании, — рассказывает Виктор ИМАКАЕВ. Но бороться с педагогическим цинизмом значит самому стать циником. Моя цель не в этом, для меня важно другое — понять оппонента. Потому что настоящая дискуссия возникает только в том случае, когда ты понимаешь другую сторону».

Отметим, что конференция «Педагогика развития» была организована в 1993 году (в 2013 году сменила название на «Практики развития») по инициативе красноярских педагогов и психологов для обсуждения результатов инновационной и экспериментальной работы в области развивающего обучения и развивающего образования в целом. На конференции обсуждаются результаты передовых разработок и исследований в области обучения детей, подготовки и переподготовки кадров для рынка труда, масштабные проекты в области образования.

>> Конференция-2016 продолжалась три дня

>> Её посетили 520 человек

>> Выступили 148 основных докладчиков

>> Состоялось 18 проблемных симпозиумов

>> 10 круглых столов

> 6 мастер-классов

>> 5 дискуссионных площадок

Анна ГЛУШКОВА