Коллеги, поговорим как профи

Похоже, в давней дискуссии медиасообщества края и кафедры журналистики о том, почему выпускники СФУ не всегда соответствуют ожиданиям редакций, наступил переломный момент. «СМИ должны сформулировать для вуза чёткое техническое задание», — увидел практическое решение проблемы руководитель агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края Алексей Игоревич ДОДАТКО.

15 апреля в СФУ прошёл круглый стол «Подготовка кадров для СМИ Красноярского края». Отрасль, в основном, представляли руководители районных медиахолдингов, из красноярских СМИ было два телеканала. Активный диалог о подготовке журналистов в СФУ идёт с 2010 года (с первого медиафорума «Енисей.рф»). Многие предложения, заявленные тогда, кафедра журналистики учла. И сегодня нуждается уже не в общих словах про то, что журналист должен быть грамотен, эрудирован и общителен, а в перечне конкретных навыков и компетенций, которые должны быть у выпускника сегодня, а ещё лучше — через 5 лет.

Вопросы без ответов…

Результаты работы кафедры журналистики были представлены в первом докладе круглого стола. Так, число профессиональных дисциплин в образовательных программах увеличено с 54% (учебный план специалистов набора 2009 года) до 70% (учебный план бакалавров набора 2015 года). Многие практические курсы интегрированы с работой над учебными СМИ: это не только ТВ СФУ, но и подкастовое «Белка радио», учебные газеты и учебные новые медиа. Три года назад на платформе электронных курсов e.sfu-kras.ru у кафедры было 5 дисциплин, теперь электронное обучение используется в преподавании 20 предметов. И у всех этих мер есть результаты. По итогам 2015 года бакалавриат по журналистике попал в список лучших образовательных программ России (всего от СФУ в этот список попали 14 программ). Выпускники кафедры успешно поступают для продолжения образования в столичные вузы, делают карьеру не только в региональных, но и федеральных СМИ.

Впрочем, эти достижения нивелируются теми объективными рисками и угрозами, противостоять которым вуз не может в одиночку, без поддержки отрасли. Первое — это падение качества школьного образования. Да, кафедра журналистики находится в привилегированном положении по сравнению с другими: есть творческий конкурс «стоимостью» в 200 баллов, есть возможность посмотреть на абитуриентов и отсеять профнепригодных. Но потеря школьниками умения выделять в тексте главную мысль, отсутствие навыка слушать другого человека и слышать, что он говорит, психологическая боязнь задавать вопросы не через гаджеты, а вживую, слабые фоновые знания по истории и культуре — всё это зачастую обесценивает и ориентированную на практику образовательную программу, и обилие учебных СМИ. Ведь, как уже давно установили классики, хороший журналист — тот, кто умеет думать.

Эту проблему усугубляет вторая: постоянные изменения в законодательной сфере, которые наделяют студентов всё большими правами и слабо заставляют соблюдать свои обязанности.

Сегодня даже в театральных вузах, где профнепригодность студента определяется невооружённым глазом, крайне сложно отчислить какого-нибудь кривоногого танцора или безголосого певца, если у него прекрасные оценки по общегуманитарным дисциплинам.

И третья проблема — отсутствие долгосрочного планирования в информационной сфере: представления о будущем нет ни у субъектов власти, ни у редакций СМИ. Эту задачу журналисты коллегиально поставили в прошлом году на междисциплинарной конференции «Сибирское медиапространство 2020». Сам вуз, даже если очень хочет выпускать успешных специалистов, не может принимать ключевые решения за представителей отрасли. А их принимать придётся. Например, как реагировать на начавшуюся роботизацию медиапроизводства? Выпускать журналистов-программистов или всё-таки творцов для специфических ниш информационного рынка, где роботизация будет минимальна? Что делать с ухудшением качества читательской и зрительской аудитории: деградировать до общего уровня или просвещать, образовывать население?

…и конкретные решения

Круглый стол позволил не только обозначить важные стратегические направления взаимодействия между вузом и медиаотраслью. Удалось решить некоторые тактические задачи.

Так, уже в этом году по заявке агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края Институт филологии и языковой коммуникации СФУ готов зарезервировать целевые места в бакалавриат и магистратуру. Это поможет поступить в вуз уже попробовавшим себя в профессии ребятам не из краевого центра, которые, как правило, не имеют высоких баллов ЕГЭ или красных дипломов. А летом четыре районных медиахолдинга края примут на производственную практику студентов-журналистов и позволят создать за четыре недели не один короткий сюжет или маленькую заметку (как это часто бывает на практике в красноярских СМИ), а намного больше.

Кроме того, районных журналистов очень заинтересовали возможности электронного и дистанционного обучения, и ИФиЯК вместе с агентством печати и массовых коммуникаций края в рабочем порядке разработают условия и тематику краткосрочных онлайн-курсов повышения квалификации.

А ещё в резолюцию круглого стола внесено предложение: начать готовить форсайт-исследование для медиаотрасли края и формировать долгосрочный общественно-государственный заказ на подготовку журналистских кадров. Ведь если одни руководители СМИ и не видят будущего, то другие хотят работать в профессии не только сегодня, но и завтра. И власть готова помочь им и вузу это будущее обсуждать и создавать.

Кирилл ЗОРИН, заведующий кафедрой журналистики