Горный кот

Бегуны — весьма странные люди. Особенно стайеры, или, как их ещё называют, «дальнобойщики» — те, кто предпочитает длинные дистанции. Разве могут обычные смертные монотонно бежать десятки километров и получать от этого удовольствие? В чём секрет и о чём на самом деле думают спортсмены во время забега, нам рассказала студентка Института горного дела, геологии и геотехнологии Варвара ШИКАНОВА, она же до замужества — Кот.

Варя выбрала для себя ещё более тяжёлую долю атлета — скайраннинг. Уже год она бегает по горам и пересечёнке, может без остановки промчаться полсотни километров, а пробежку от Красноярской ГЭС до города называет развлечением.

На самом деле Варвара не «чистокровный» бегун. За её плечами — художественная гимнастика, горные лыжи, плавание, лёгкая атлетика, и от каждого своего тренера она слышала: «Ну, и где же ты была раньше?». Сейчас её мечта — стать «Ironmаn», а планы — выйти в скайраннинге на мировой уровень. Место в сборной России ей уже обеспечено.

— Твоим «первым спортом» была художественная гимнастика. Почему там не сложилось?

— Меня отдала туда мама в 3 года. Не знаю, всегда так или просто мне настолько не повезло с тренером, но… это слишком жестоко для девочек. На нас, маленьких, кричали, матерились, били скакалками. Каждая тренировка для меня была стрессом. Так промучилась 4 года, пока однажды не увязалась за своим братом Вовой на Сопку — на тренировку по горным лыжам. Надела маленькие пластиковые лыжи, начала кататься. Тут подходит его тренер и удивлённо спрашивает: «О, а ты занимаешься, что ли?». Не успела ответить, брат опередил: «Да, она будет заниматься!». Так и случилось.

— Легко переключилась?

— Мой уход из гимнастики дался тяжелее маме, это ведь её идея была. Но я, как и обещала ей, до сих пор сижу на шпагатах!

А в горные лыжи пришла поздновато, в 7 лет. Пришлось нагонять, со мной не сюсюкались, как с трёхлетками. Но это было моё, я потом попала в сборную края, была в призёрах на чемпионатах России. Сейчас я детский тренер и инструктор международного класса.

— Как проводишь первые уроки для малышей, тех, кто только ходить научился, а уже нужно ехать с горы?

— Все дети поначалу боятся того, что у них в лыжах становится такая большая нога! Раз, и сразу 45 размер! Поэтому занимаемся в игровой форме, чтобы убрать страх. Сначала учимся стоять, потом топчемся на месте. Даю такие задания, как присесть и поднять горстку снега, проехать ручеёк, подняться лесенкой или проехать попеременно на одной ноге, на другой, как на самокате.

— И кто тебя переманил в лёгкую атлетику?

— Ну, я же всё это время бегала на соревнованиях за школу, город, район. Выигрывала. У меня всегда была предрасположенность к бегу, так как папа у меня марафонец, а мама КМС по спортивному ориентированию. И как-то на уроке математики в класс зашёл учитель физкультуры, забрал меня и отвёл к тренеру по лёгкой атлетике. Мне, в общем-то, не оставили выбора.

— В беге ты сразу себя нашла?

— Почти. Попробовала разные дистанции, но поняла: не хватает мне километров, чтобы разогнаться! Нужна минимум десятка. Не пропускаю ни одного старта, где бегают марафоны и полумарафоны, свои первые 42,2 километра пробежала в Железногорске.

— Это твоя рекордная дистанция?

— Нет, рекорд был на соревнованиях «100 miles of Istria» в Хорватии, когда я уже перешла на горный бег. Тогда я пробежала 69,5 километров с общим набором высоты 2500 метров. Уложилась в 8 часов.

— Называешь страшные цифры! О чём думаешь на таких дистанциях?

— Когда настигает усталость — это за час до финиша — я всегда придумываю себе мотивацию. Например: «Варя, когда добежишь, съешь пиццу! Или пойдёшь в баню!». Либо просто напоминаю себе, что всё это когда-нибудь кончится, что это не вечно. В принципе, это применимо ко всем тяжёлым ситуациям в жизни.

— В каком забеге ты столкнулась с трудностями больше, чем обычно?

— Таких забегов было два, и оба на Алтае.

Один проходил в рамках чемпионата России в долине Актру. Там была дисциплина — высотная гонка. Мы стартовали с высоты 1700 над уровнем моря и бежали на 3400 — пик Юбилейный. Раньше я никогда не была на таких высотах и была уверена, что перепад меня не коснётся. Как же я ошибалась! Как только штурмовала высоту 2500, меня накрыло. Начала кружиться голова от нехватки кислорода, ноги стали ватными, словно из воды их вытаскиваешь. И при этом нужно бежать! Ты не погулять вышел, а на соревнования. Приходится бороться и терпеть. На спуске стало гораздо проще, нужно было спуститься на высоту 2100. Я заняла тогда 4 место, это достойно для первого раза на чемпионате России.

Второй забег Altai Ultra Trail стартовал в посёлке Тюнгур. Отсюда люди выдвигаются в пешие и конные маршруты в сторону Белухи. Меня ждали 55 км и общий набор высоты 2100 м, а высшая точка гонки была на высоте 2600. Большую часть пути бежали по конной тропе, по грязи, и она была в лучшем случае по щиколотку. В одном месте пришлось переходить реку вброд по пояс. Ещё хорошо запомнилось то, что стартовали мы под тёплыми лучами горного солнца, а на высоте накрыло туманом, градом и сильнейшим боковым ветром. Вплоть до вершины пришлось терпеть непогоду. В очередной раз я убедилась
в том, что горы — это не шутка.

— Неужели никогда не хотелось бросить?

— Я брала паузу года через три после того, как пришла в атлетику. Не помню, из-за чего. Устала физически, перетренировалась, может быть. Просто не хотела больше бегать. И чтобы время не тратить зря, записалась на плавание. За полгода научилась и даже выступала на городских соревнованиях, выполнила 2-й взрослый разряд. Инструктор говорил, что у меня талант.

А потом я пришла на стадион поговорить с тренером и, пока ждала, легла на прыжковый мат. Лежу и слышу звуки шиповок, которые отрываются от резинового покрытия. И понимаю: всё, соскучилась. Встала, побежала. Так и вернулась. И даже легче было потом — от плавания объём лёгких увеличился, стала выносливее.

— Раскрой, наконец, секрет — как вам удаётся играючи бегать на такие расстояния?

— Кажется, что легко, но это конская работа. Устал — не устал, а нужно идти на тренировку. Тренировать выносливость, технику. Ведь бег — это целая наука. На стадионе сразу видно, кто пришёл растрястись, а кто профессионал. Смотришь на человека сверху вниз: как двигается корпус, плечи, поджаты руки, как ставит стопу. Главная ошибка в том, что бегают с пятки, втыкают её в пол. Это чревато травмами. Нужно бегать с носка, но к этому сложно привыкнуть, вот для этого и нужны тренировки. Кенийцы, видели, как бегают? Они словно загребают передними пальцами.

Постоянно нужно себя бороть и бегать, в любую погоду. После Истрии я еле ходила. А в Слюдянке — мы бегали на пик Черского — у меня вообще свело ноги судорогой. Но я получаю безграничное удовольствие в первую очередь от того, что поборола себя. Что оказалась сильнее своих прихотей. Ради этого ощущения стоит себя превозмогать.

Елена НИКОЛАЕВА

Похожие материалы