От стереотипов к тиражированию и интегрированию инновационной модели образовательной технологии

V Всероссийская студенческая олимпиада по банковскому делу БАНК-КЛИЕНТ-КРЕДИТ (а на самом деле 17-я олимпиада много лет имела статус региональной) проходила в СФУ с 16 по 30 марта. Тема этого года: «Банковские кредитные продукты для развития экологических технологий предприятий».

Олимпиада включала четыре этапа: регистрация команд и создание кейсов; индивидуальное тестирование каждого члена команды в режиме online по дисциплинам «Банковское дело», «Деньги, кредит, банки», «Анализ финансовой отчётности», «Финансовый менеджмент»; командная презентация кейса и PR–кампания в режиме видео-конференц-связи; диалоги команд банков с предприятиями. В этом году в олимпиаде приняли участие 12 команд, в том числе из Севастополя, Ижевска, Петрозаводска.

Все три призовых места заняли команды ИЭУиП СФУ.

Предлагаем вам материал И.А. ЯНКИНОЙ, д.э.н., профессора базовой кафедры Сбербанка России (ИЭУиП СФУ), об олимпиаде как инновационной модели образовательной технологии.

Актуальность предлагаемой модели образовательных технологий олимпиады БАНК-КЛИЕНТ-КРЕДИТ обусловлена назревшими у российских вузов задачами повышения конкурентоспособности, и в первую очередь архиважным комплексным формированием у студентов:
— креативности,
— умения работать в команде,
— проектного мышления и аналитических способностей,
— коммуникативных компетенций,
— толерантности
— способностей к самообучению,
что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста выпускника.

Также стоит задача повышения ответственности вуза за результаты образовательной деятельности, уход от замкнутости системы образования.

Студент как будущий специалист должен понимать, каким образом, получив социальные и профессиональные навыки, он сможет применить их в практической деятельности. Именно инновационные методы и технологии в преподавании смогут помочь в решении актуальных проблем.

Семнадцатилетний период поиска и совершенствования образовательной модели в форме деловой игры БАНК-КЛИЕНТ-КРЕДИТ отмечен, на наш взгляд, следующими достигнутыми результатами:

>> проведение обучения в интерактивном режиме с обязательным использованием оборудования для видео-конференц-связи как для проведения вэбинара, так и подключения к участию вузов от Карелии до Камчатки;

>> приближение учебного процесса к практике повседневной жизни со ссылками в формируемых командами студентов кейсах на источники информации и сайты интернета,

>> адаптация студентов-участников деловой игры к быстроменяющимся условиям жизни через ежегодно обновляемые темы олимпиады и уточнение своих кейсов, презентаций после ознакомления с условиями, выдвигаемыми другими участниками,

>> социализация благодаря этапу PR-кампании, которую команда студентов каждого вуза разрабатывает самостоятельно, учитывая этические нормы и общественные запросы,

>> повышение психологической стрессоустойчивости студентов, обучение навыкам урегулирования конфликтов и убеждения в положительных результатах реализации проекта за те короткие 5 минут, выделяемых на каждый диалог между студентами, представляющими банк, и студентами, защищающими кредитную заявку. В зависимости от рассматриваемых сценариев реализации рисков участники олимпиады могут принять разные решения: выдать кредит или не согласиться с его предоставлением; отказаться от предложений банка и др. Но чаще предлагается доработка с конкретными замечаниями по снижению рисков проекта.

Современное образование (и экономическое, и инженерное, и любое другое) должно стать интересным и увлекающим процессом, способствующим личностному и профессионально росту человека, а не формальной процедурой для получения диплома. Цель интерактивных методов в преподавании, к которым и относится олимпиада БАНК-КЛИЕНТ-КРЕДИТ, состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Это делает эффективным сам процесс обучения.

Благодаря продуманным организаторами этапам олимпиады по их срочности и последовательности обеспечивается воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Важной составляющей данной деловой игры является моделирование систем отношений, различных условий профессиональной деятельности, что играет ключевую роль в приобретении деловых навыков и компетенций студентами ещё до начала их практической профессиональной деятельности. Именно такая модель образовательных технологий может интегрироваться с другими направлениями подготовки (например, математическим, технологическим, информационным) или тиражироваться и развиваться на других факультетах.

Кроме того, в такой деловой игре каждый участник решает свою определённую задачу в апробированным организаторами соответствии со своей ролью и функцией. А самообучение участников происходит в процессе их совместной деятельности при создании своего кейса.
Период создания кейса может быть разным, по усмотрению каждого вуза, но день завершения и представления в оргкомитет олимпиады для всех команд один. Следующий день – рассылка портфеля кейсов команд студентов для обратной связи и последующего взаиморецензирования, что также важно в образовательном процессе. Конечно, организаторы олимпиады считают важным огласить на вэбинаре оценку каждого члена жюри, ведь профессионалы отмечают для студентов и научных руководителей те современные требования, которые необходимо сейчас соблюдать на практике. Но не менее важна и самооценка.

Благодаря такой модели общение студентов происходит в процессе совместного усвоения знаний, олимпиада-игра имитирует и воспроизводит общение людей в реальной изучаемой деятельности, что позволяет приобрести умения и навыки сотрудничества. По методологии проведения этой олимпиады у каждого участника есть либо определённое задание, либо роль. А групповые дискуссии, диалоги, в процессе которых у студентов отрабатываются навыки проведения деловых совещаний, навыки групповой работы, нацелены на:

— ситуацию успеха (применение преподавательских средств, способствующих успеху в учебной деятельности всех субъектов образовательного процесса);

— рефлексию (самоанализ и объективную оценку и самооценку результатов личностного развития и учебной деятельности).

Наиболее успешно такая модель образовательных технологий реализует свои задачи с помощью кейс-технологии, которые целесообразно тиражировать и качественно улучшать интеграцией разных направлений обучения. Тем самым решается проблема дефицита как преподавательских, так и эффективных управленческих кадров необходимой квалификации. Кейс-задания, видеоролики студентов на этапах олимпиады по банковскому делу, по PR-кампаниям предъявляются на всеобщее обсуждение. Это способствует развитию у выпускников вузов критического мышления, культуры диалога, воспитанию толерантности, уважительного отношения к различным точкам зрения.

Принципиальное новшество, вносимое организаторами Всероссийской олимпиады по банковскому делу в Сибирском федеральном университете в образовательный процесс, –— создание интерактивного образовательного пространства на территории Российской Федерации, в котором каждый обучаемый может проверить свою позицию у ведущих специалистов банков и корпораций, выбор или реакцию равных и получить незамедлительную обратную связь от авторитетной фигуры (профессоров вузов) относительно правильности ответов.

Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной работы студентов и решение проблемы замкнутости системы образования.

Сайт всероссийской студенческой олимпиады по банковскому делу — sites.google.com/site/bankklientkredit/

Похожие материалы