83 мероприятия программы, проектов — больше

|

Вот уже несколько недель Координационный совет Программы повышения международной конкурентоспособности СФУ рассматривает проекты, которые будут реализованы в этом году. Проектов много, на каждом заседании заслушивается от 7 до 10 презентаций, где руководители убедительно доказывают, какой вклад их команда намерена внести в развитие вуза.

Так, на 25-м заседании совета было рассмотрено семь проектов, причём четыре из них — продолжающиеся с прошлого года,
а три — новые.

Обсуждение каждого проекта обнаруживало те или иные проблемные моменты университетской жизни, порой грустные, а иногда — забавные. Так, в разговоре об интернационализации выяснилось, что университетскому кампусу уже не хватает флагштоков — флаги Узбекистана, Ирака и Франции поднять негде. Тема рекрутинга талантливых российских и зарубежных учёных обнажила недостаточную активность институтов — заявок от них на привлечение ведущих специалистов не так много, пока сформировано лишь восемь вакансий. А вот вопрос с проведением международных летних школ, наоборот, требует самоограничения. Планируется 14 школ, как и в прошлом году, но если в 2016-м мы этим беспрецедентным числом гордились, то в 2017-м во весь рост встаёт вопрос финансирования, а значит, и экспертизы: действительно ли все школы международные или только с международным участием; все ли они будут способствовать достижению показателей эффективности, ключевых для университета, и т.д.

XVII Международная летняя правовая школа

XVII Международная летняя правовая школа

Достаточно много замечаний было высказано по проекту «Кадровый резерв». Камнем преткновения стал вопрос о том, должны ли резервисты «впрягаться» в деятельность по продвижению университета или, наоборот, это университет должен предоставлять своим сотрудникам и преподавателям преференции, улучшая качество своих кадров. В реализации проекта в 2017 году, как ожидается, произойдут заметные перемены. Около 50% резервистов будут отчислены, на их места в мае объявят новый набор. Внутри проекта планируется проведение конкурса инициатив: разработка своего сайта, создание зон коворкинга («Штаб открытых идей» и «Кадровое кафе»). На каждого резервиста формируется портфолио, лучшие из которых периодически будут презентоваться как руководству университета, так и сторонним организациям, которые периодически обращаются в СФУ за кадрами (администрация края, КРИТБИ и др.).

Но в целом, если давать оценку проектам, стартовавшим в прошлом году, то многие из них достигли намеченных показателей и даже превысили их, некоторые — практически вдвое

Из новых проектов существенным не только для внутриуниверситетской аудитории, но и для всего российского академического сообщества может стать проект «Критерии результативности и профстандарты ППС».

Введение нового профстандарта педагога, осуществляемое сейчас в системе российского образования, создаёт множество проблемных моментов, в выявлении и снятии которых, по словам руководителя проекта, заместителя директора по магистратуре ИУБПЭ И.С. БАГДАСАРЬЯН, заинтересован целый ряд федеральных министерств.

В рамках проекта будет проведён анализ деятельности профессорско-преподавательского состава СФУ и существующих критериев оценки деятельности ППС в рамках выполняемых должностных обязанностей. Будут разработаны организационные и нормативно-правовые основы по актуализации трудовых договоров ППС. Итог – появление системы срочных контактов с работниками ППС на основе критериев результативности академической деятельности.

«Чтобы нам двинуться, нужно выявить проблемные зоны внедрения профессионального стандарта, — объяснила сложность ситуации И.С. Багдасарьян. — Кто с ним знаком, видел, насколько он неправомочен и вряд ли адаптирован для университетской среды. Тем не менее он утверждён минюстом, минтрудом, и по Указу Президента РФ мы обязаны его внедрить. Выявляя проблемы, мы планируем совместно с ИППС открыть экспериментальную площадку как центр компетенций по внедрению госстандарта в академическую среду на базе СФУ. Мы проговорили это и с московскими, и с томскими вузами, которые готовы нас поддержать.

Работа уже начата, мы участвовали в вебинарах, встречались с национальным советом по квалификациям РФ, с представителями министерства труда — они готовы включиться в эту работу. Более того, Москва заинтересована в том, чтобы один из крупнейших федеральных университетов стал базовой площадкой для внедрения стандарта и выявления проблемных зон. Всё, что будет происходить в рамках проекта, мы представим академическому сообществу для обсуждения, потому что без общественного мнения мы вряд ли что-то получим. Выработку предложений по внедрению профстандарта мы планируем направить в министерство труда, и они эти предложения ждут. Надеемся также, что по завершении проекта произойдёт актуализация трудовых договоров с точки зрения профессиональных стандартов — без потрясений для ППС и для университета в целом».

Очевидно: проект нужен. По итогу его работы СФУ сможет предложить лучшую практику внедрения профстандарта для тиражирования в российских университетах и других организациях. Ведь те же проблемы у многих компаний — им тоже предстоит внедрять профстандарты. Скажем, представители таких крупных компаний, как Росатом и Роскосмос, уже обращались по этим вопросам в университет, надеясь на помощь.

В начале мая президиум Координационного совета примет окончательное решение о перечне проектов Программы повышения международной конкурентоспособности и объёмах их финансирования. Как отметила руководитель проектного офиса О.А. БРУСЯНИНА, пока руководители «запра­шивают финансирование в увеличенном объёме (сейчас запросы в пределах суммы 220 млн рублей, в то время как наша субсидия — 141 млн рублей. — ред.). В то же время многие проекты реализуются уже сейчас за счёт внебюджетных средств университета или в инициативном порядке.

Валентина ЕФАНОВА

Похожие материалы