Определены институты-локомотивы


Модернизация «Дорожной карты» Проекта 5-100 в СФУ завершена. Её защита на различных советах (Наблюдательный совет, Международный совет Минобра) и окончательное утверждение ещё впереди, но о том, что предлагается изменить, можно говорить уже сейчас.

Доклад-ознакомление с «Дорожной картой» на Координационном совете СФУ представил проректор по науке и международному сотрудничеству С.В. ВЕРХОВЕЦ. Он отметил, что в работе по модернизации учитывались замечания прежних международных советов Программы повышения международной конкурентоспособности, в частности — необходимость усилить команду за счёт молодых лидеров и сосредоточиться на достижении яркой международной идентификации в качестве одного из вузов мира в определённых чётко очерченных областях.

Привлечению молодёжи как раз служило большое число проектов, реализуемых на первом этапе Программы — нужно было выявить возможных эффективных руководителей через их участие в проектах. Сейчас число мероприятий Программы уменьшено.

Вопрос, почему выбраны те, а не иные направления, в которых мы рассчитываем составить конкуренцию мировым вузам, также пришлось в очередной раз разъяснить. Конкурентные направления выбирались на основании количества публикаций, объёма НИОКР, существующих коллабораций. Но и здесь не всё так просто.

Цифры показывают, что наиболее заметен уровень цитирования публикаций СФУ в таких областях, как иммунология и микробиология (13,4), медицина (13,1), биохимия, генетика и молекулярная биология (11,3), науки о Земле (11,3), науки об окружающей среде (9,9), фармакология, токсикология и фармацевтика (9,6), сельхознауки и биология (8,5).

Но мы не медицинский вуз, и если соответствующие направления исключить, из «сильных» остаются науки о Земле, об окружающей среде, биология... Точно так же —- у нас есть ряд публикаций в области нелинейной физики и спектроскопии, квантовой химии и молекулярной физики, которые входят в число самых цитируемых в мире; но в этих областях наук университет в целом не сможет потеснить мировых лидеров.

Отсюда — СФУ очерчивает области, где он может конкурировать: это экология и управление природными ресурсами. Эти области, в свою очередь, подразумевают широкий круг исследований, от всестороннего изучения леса и арктических территорий до металлургии и информационных технологий.

Судя по представленной презентации, реализовывать мероприятия Программы в этих областях, а значит, быть теми самыми институтами-локомотивами Проекта 5-100 — в первую очередь станут восемь институтов. Это Институт экономики, управления и природопользования; Институт горного дела, геологии и геотехнологии; Институт космических и информационных технологий; Институт нефти и газа; Институт фундаментальной биологии и биотехнологий; Институт цветных металлов и материаловедения; Институт математики и фундаментальной информатики; Институт экологии и географии.

Именно эти институты будут реализовывать те мероприятия Программы, которые подразумевают дополнительное финансирование и, соответственно, развитие. Так, перечисленным институтам будут делегированы полномочия в следующих мероприятиях «Дорожной карты»: «Организация программ стажировок и повышения квалификации, партнёрских программ с ведущими вузами и компаниями»; «Развитие системы исследовательских грантов для НПР»; «Развитие научно-исследовательской базы»; «Запуск программы по привлечению партнёров для софинансирования НИР и ОКР»; «Разработка САЕ (стратегических академических единиц)»; «Создание уникальных междисциплинарных образовательных программ».

Целевая модель СФУ

Целевая модель СФУ

Интересны также цифры целевых показателей СФУ, представленных в «Дорожной карте» до 2020 года. Так, объём НИОКР, то есть объём заказов от предприятий, должен составить более 425 тыс. рублей на человека в год. Доля внебюджета университета достигнет 41% к 2020 году. Средний индекс цитирования обозначен цифрой 9, что требует не менее двух статей в год, фиксируемых в Scopus, от каждого научного сотрудника. Ожидается, что доля иностранных преподавателей достигнет 8%, доля иностранных студентов 10%, в магистратуре и аспирантуре выпускники других вузов составят более 30%, а средний балл ЕГЭ поступающих абитуриентов будет 75.

Разумеется, такие показатели требуют финансового подкрепления. Поскольку роста бюджетных средств не ожидается, ставка делается именно на доходы от НИОКР — их требуется увеличить почти в три раза. Кстати, надежды на это есть. В прошлом году доходы СФУ по науке составили около 700 млн рублей, в этом году, по словам С.В. Верховца, «подтягиваемся под миллиард». Такая динамика должна быть сохранена, иначе о международной конкуренции говорить не придётся.

Кстати, рост целевых показателей — задача не только институтов-локомотивов. Так, если от гуманитарных и экономических институтов не ожидают большого роста НИОКР и публикаций, то рост доли иностранных студентов и преподавателей эти институты могли бы обеспечить.

То же касается среднего балла ЕГЭ: он должен подрасти везде, но особенно по естественно-научному и техническому профилям, которые сегодня по этому показателю тянут университет вниз.

Цитируемость университета за 2012-2016 гг. по сравнению с университетами-референтами

Цитируемость университета за 2012-2016 гг. по сравнению с университетами-референтами

Именно с этим связано «гипотетическое» сокращение набора на бюджетные места по инженерным направлениям. Один из рассматриваемых сценариев — набирать на эти места граждан СНГ. Таким образом достигается сразу два показателя: повышается балл ЕГЭ и процент иностранных студентов. Конечно, такое решение выглядит несколько цинично по отношению к российским абитуриентам, и лучше бы проблему решить другими способами. Например, подтягивать абитуриентов по инженерному профилю через физматшколу. Но над этим должны работать все.

И ещё раз о выборе направлений и институтах-локомотивах. По замечанию С.В. Верховца, речь идёт именно о Проекте 5-100 и о перспективе до 2020 года, где университет заявляет то, в чём он действительно может конкурировать. По другим направлениям, которые университету тоже хотелось бы развивать, к сожалению, у нас нет наработок, только возможности.

«Цифровая экономика для горно-металлургических предприятий нами бы только приветствовалась, потому что они готовы за это реально платить. Но на сегодняшний день в области цифровой экономики у нас нет ни одной публикации, — подчеркнул С.В. Верховец. — Можно заявить международному совету программы, что мы хотим этим заниматься, но коллеги просто улыбнутся: вы ещё нового человека создайте, откройте лекарство от рака… Пока у нас нет научных школ, инфраструктуры, образовательных программ по этим направлениям». Что, конечно, не исключает необходимость учитывать мировые тренды в стратегической перспективе.

Итак, сегодня СФУ готов позиционировать себя среди ведущих университетов и исследовательских центров мира по следующим направлениям: экологический менеджмент и эффективное природопользование, устойчивое развитие, включая улучшение качества и продолжительность жизни человека, прогнозирование климатических изменений и их последствий. В ближайшие годы это должно быть подтверждено вхождением и закреплением в международные рейтинги ARWU, THE и QS, в предметные рейтинги QS Environmental Sciences (топ-200), QS Agriculture & Forestry Sciences (топ-100), QS Earth & Marine Sciences (топ-200).

Соб. инф.

Похожие материалы