Особенная практика

Нельзя стать педагогом только по книжкам. Просто потому, что первая же встреча с детьми сразу поставит под сомнение все заученные правила. А если это особенные дети? Дети-сироты или дети с непростыми диагнозами? Вот где педагогу точно предстоит проверить себя на прочность. И человечность.

С 27 марта по 2 апреля студенты ИППС проходили выездную практику в детских домах г. Минусинска и с. Дзержинском. Вера Викторовна КОРЕНЕВА, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, рассказывает: «В течение года наши студенты проходят так называемую распределённую практику: один раз в неделю посещают уроки в школах Красноярска. Выездную практику для них мы запланировали уже давно, но изначально предполагали, что студенты поедут в общеобразовательные школы других городов края. Однако камнем преткновения стал вопрос с проживанием. Тогда заведующая нашей кафедрой Антонида Константиновна ЛУКИНА обзвонила детские дома, с которыми мы сотрудничали раньше. Детские дома с удовольствием откликнулись; оказалось, что они очень нуждаются в таких визитах, тем более в каникулярное время. Мы ехали со своими страхами и ожиданиями, и выяснилось, что к встрече с нами тоже готовились со своими страхами и ожиданиями; но все опасения оказались напрасными».

Вера Викторовна отмечает, что погружение в атмосферу детского дома было очень полезно студентам. Во-первых, они учились справляться с эмоциями, что оказалось трудно. Во-вторых, поняли, что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, и научились его находить. Ведь дети даже с особенностями здоровья — любопытны, им многое интересно, и заметить это, прочувствовать ребёнка — очень важно для будущего педагога.

Екатерина ЕФРЕМОВА, одна из практикантов в детском доме села Дзержинского, признаётся: ребятишки там не просто со сложными судьбами, но ещё и с непростыми диагнозами. Хотя удивило совсем не это. Удивило другое: это действительно ДОМ. Там уютно, очень комфортно и к детям отношение соответственное. А ещё одна удача — встреча с талантливым наставником.

«Я попала под крыло великолепного педагога Олега Владимировича ТУРОВА. У него такая дисциплина! И при этом он никогда не кричит на детей, дети его не боятся, а уважают и любят. Если в университете нас учат, ЧЕМУ учить детей, то Олег Владимирович объяснил, КАК учить. И это, конечно, очень полезно», — рассказывает девушка.

С улыбкой Катя вспоминает о первых трудностях и пробах себя как педагога: «Поначалу непонятно, что делать с детьми. Мы себе как-то это абстрактно представляли. И первый день был самым тяжёлым. Во-первых, не знаешь детей. Они все разные, абсолютно. Каждый со своим диагнозом, каждый со своим уже сформированным характером. Есть те, с кем легко (они понимают, что ты педагог, ты старше и тебя нужно слушаться); есть те, кто совершенно тебя не понимают, а ещё те, кто понимают даже слишком, и их невозможно держать на нужной дистанции. Плюс не знаешь, как с ними работать. Но на второй день я уже поняла, что с ними делать, смогла их собрать и повести в столовую (а это не так просто)».

Приятно удивили Катю некоторые порядки, заведённые в детском доме. Например, каждый воспитанник получает зарплату — 50 рублей в месяц. Обычно ребята складываются и вместе идут в магазин, чтобы купить чай и конфеты. За общим чаем и собираются своей группой почти каждый вечер. Вот такие семейные традиции, которые могут быть даже в детском доме.

Но были и занятия с детьми, которые подготовили и провели сами практиканты. «Я рассказывала ребятам про космос, вместе мы разбирались, как устроена Солнечная система, мастерили поделки. Это было очень сложно. Но когда начинает получаться, когда дети слушают тебя и называют по имени-отчеству, ты, наконец, получаешь ответ на вопрос «Правильно ли я всё делаю?», и это дорогого стоит», — говорит Катя.

Другая группа студентов побывала в Минусинском детском доме, куда они отправились с тематической программой, посвящённой Всемирному дню театра. Вместе с детьми писали сценарий для собственной (совсем особенной) сказки, беседовали о театре, знакомились с театральными профессиями, а малышам показали три небольших кукольных спектакля и подарили кукол на память.

Анастасия ЖУРАВЛЁВА и Юлиа­на ЛОЗА практику в Минусинском детском доме запомнят надолго. Девушки признаются: за год включённой практики они так не привязались к своим ученикам, как за эти несколько дней в Минусинске.

«Встретили нас очень хорошо, особенно маленькие мальчики. Они прибежали, начали рассказывать про себя: «Я рисую», «А я умею заплетать девочкам косы», «А я на роликах катаюсь».Один мальчик встал и серьёзно сказал: «А я сарай поджёг». Оказалось, он из неблагополучной семьи, и когда его приехали забирать, он действительно поджёг сарай. Думал, что отвлечёт внимание, и его не заберут. Ему 8 лет. Сейчас он хочет стать пожарным. И это только одна история. Для нас это, конечно, было нелегко эмоционально», — делится Юлиана.

«Да, самое трудное — слушать и осознавать все эти детские истории, — говорит Анастасия. — Дети способные, талантливые, одарённые. Смотришь на них и не понимаешь, как такого ребёнка можно бросить. Для нас это было очень сложно, но полезно. Я теперь понимаю, какие дети бывают, как находить с ними контакт. Не всех же учителей хорошо принимают дети, а это такая тренировка: подойти к ним, суметь найти общий язык».

Кроме мероприятий, запланированных в рамках практики, студенты активно включились и во внутреннюю жизнь детского дома. Одним из самых ярких событий стала ярмарка. В течение школьной четверти все воспитанники детского дома накапливают баллы (за уборку, помощь воспитателю — любой труд оценивается баллами), а на ярмарке эти баллы можно потратить и купить себе что-нибудь нужное. Некоторые ребята копят баллы в течение нескольких четвертей, чтобы потом потратить, например, на сотовый телефон. И каково же было удивление наших практикантов, когда на ярмарке к ним подбежали ребята 10-11 лет и подарили им… помады! Купленные, конечно, на свои заработанные баллы, которыми они так дорожат.

Сейчас девушки признаются: очень хочется вернуться в этот детский дом снова. Возможность такая есть: руководство детского дома всех наших практикантов пригласило на летнюю практику. Но ближайшая встреча состоится ещё раньше: уже в мае Минусинский детский дом приедет на творческий смотр в Красноярск и в качестве группы поддержки уже пригласил наших будущих педагогов из ИППС.

Анна ГЛУШКОВА