готовность номер один
Многие впервые начинают работать в проектном режиме

Внимание! Вы можете высказать свое мнение по этой статье и принять участие в голосовании.

Мы открываем в нашей газете новую рубрику, в которой будем обсуждать вопросы развития университета. Первым гостем нашей рубрики стал Валерий Сергеевич Ефимов, канд. физ.-мат. наук, доцент, начальник отдела стратегического развития университета.

— Идея создания в Красноярском крае федерального университета — это очень сильная идея, реализация которой связана с высокими рисками. Один из таких рисков состоял в том, что не будет создана сильная Программа развития университета (главный управленческий инструмент), и будут большие проблемы с ее реализацией. Нужно понимать, что долгое время наши университеты финансировались по остаточному принципу, они научились выживать и функционировать в трудных условиях, но у них не было практики решения задач интенсивного и масштабного развития.

Систему управления развитием еще нужно было построить, а сюда входит и создание Попечительского совета, и проведение конкурсов научно-исследовательских и инвестиционных проектов, и масштабная закупка современного оборудования, и организация стажировок. Это не просто обеспечение 2-3 продвинутых исследовательских и проектных групп: организационно нужно было обеспечить деятельность более сотни коллективов (тысячи людей), многие из которых впервые начинали работать в проектном режиме.

— На решение каких задач ориентирован ваш отдел?

— В этом году нашим куратором, В.В. Овчинниковым, проректором по развитию и капитальному строительству, была поставлена задача обеспечить методологическую и экспертно-консультационную поддержку процесса подготовки новой версии Программы развития университета и ее утверждение федеральными министерствами. Если в 2006 году мы получили кредит на создание университета, то в этом году уже нужно было отвечать по кредиту.

Министерству нужно было представить новую версию Программы, которая должна была подтвердить реалистичность проекта «Сибирский федеральный университет» и обеспечить финансирование на следующие три года. Фактически мы участвовали в решении стратегической задачи – существование университета – и эта задача практически решена.

Но эффективное развитие университета не может обеспечиваться одним стратегическим документом, поэтому в 2008 году будут разрабатываться Стратегии и Программы развития создаваемых институтов и факультетов. Думаю, в этот процесс включатся и филиалы университета.

Для конкретизации Программы развития СФУ, думаю, будет подготовлена Стратегия развития научно-исследовательской деятельности, Стратегия развития инновационной деятельности. Скорее всего, уже в 2008 году будет разработана Стратегия экономического развития университета – это будет уникальный документ, российские университеты еще не вышли на такой уровень постановки целей и задач.


Мы сейчас обсуждаем и ряд локальных проектов. Это проект «Эффективная бюрократия» — интенсивная подготовка административно-управленческого персонала создаваемых структур для решения задач развития. Проект «Мобильные проектно-исследовательские группы», когда будут готовиться «группы прорыва», обеспечивающие выход университета на новые рынки научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок.

Мы планируем запустить для молодых преподавателей и аспирантов научно-методологическую школу «Образование и интеллектуальные практики XXI века», на которой с участием ведущих российских и международных экспертов обсуждались бы проблемы превращения мышления в ядро интеллектуальных практик и проблемы образования — как системы воспроизводства и развития мышления.

— Что Вы считаете главным в новой версии Программы развития университета?

— Я считаю, что главным там является четкая и жесткая формула позиционирования университета. В отличие от размытых формулировок «миссий» большинства российских вузов, которые готовы тиражировать модель «универсального университета» (этакие МГУ в глубоких сибирских снегах или просторных южных степях), у нас очень четкая и реалистичная формула позиционирования. Именно в качестве такого вуза мы поддержаны министерствами, ведущими российскими корпорациями и интересны для партнерства зарубежным университетам. Акцент сделан не только на совершенствование учебного процесса, но на выстраивание стратегического партнерства с бизнесом и властью; на формирование системы брендов университета и проведение маркетинговой политики; создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; создание новой модели управления и др.

Кстати, интерес Министерства образования к Сибирскому федеральному университету во многом связан с тем, что СФУ, фактически, является экспериментальной площадкой по отработке новой модели университета и управленческих технологий, которые далее будут использоваться и в других университетах.

— Валерий Сергеевич, скоро Новый год, чего бы Вы пожелали преподавателям и студентам университета?

— Олег Генисаретский, мой друг и учитель, обсуждая культурно-антропологические проблемы развития человека, сказал: «Сейчас главное - проектная готовность». Это значит, что мы должны быть готовы к проектным действиям, у нас должен быть «портфель» собственных проектов, мы должны быть готовы к включению в другие проекты. Я бы хотел пожелать читателям «Новой университетской жизни» «проектной готовности», ведь проекты — это инструменты развития. И тогда мы все сможем участвовать в проекте исторического масштаба — становлении Сибирского федерального университета.

Приглашаем к дискуссии студентов, преподавателей и сотрудников университета. Свои отзывы и комментарии можно оставить здесь.