Электробайки, фонари и др.

Какие изобретения в этом году представили студенты–инженеры


Конкурс (и одновременно выставка) инженерных изобретений «ТехноШоу» уже в третий раз позволил студентам Политехнического и ИКИТ показать, до чего можно додуматься в университетских лабораториях и что самим же сделать. 28 апреля в холле корпуса «Ж» ребята показали свои работы экспертам, которые оценивали продвинутость их идей. Спойлер: роботы будут.

Скажу честно: меня как человека далёкого от технических тонкостей и инженерных изысков больше интересовала зрелищность. В отличие от экспертов, конечно, которые оценивали суть каждого творения. А экспертами в этот день были директор Политехнического института, главные инженеры компаний холдинга «Медведь» и «КрасЭКО» и их помощники.

Начало в 12:30. Ищу Татьяну ПУШКАРЁВУ, куратора этого мероприятия. Оказалось, что на большом перерыве начинаются основные развлечения, а конкурс стартовал раньше, чтобы эксперты могли изучить изобретения и оценить их по параметрам — например на актуальность.

— В этом году участвовало 10 проектов, в финал прошла половина, — рассказывает Татьяна. — Четыре создали исключительно студенты Политехнического, а ещё один — совместно с ИКИТ. Конкурс — инициатива студентов, и объединяются они сами. Лучший проект поедет на «ТИМ Бирюса» в составе дружины «Профессия — инженер».

— А что им даст «Бирюса»? — интересуюсь я.

— Там пройдёт конкурс с участием представителей Германии, так что есть шанс найти инвесторов.

И всё это — и «ТехноШоу», и дальнейшее продвижение проектов — организуют сами студенты. Татьяна, например, учится на 3 курсе. Упомяну ещё по крайней мере двух организаторов, хотя ребят, конечно, больше. Ирина РАЗМАХНИНА, 3 курс, направление стандартизации и метрология, и Светлана КАПУСТИНА, впервые организовавшая конкурс-шоу два года назад, ныне на первом курсе магистратуры.

Увязываюсь хвостиком за одним из экспертов. Подходим к столу, где стоит ноутбук с презентацией, где указано название проекта — «Мобильный робот». Возле него — нечто, напоминающее тележку длиной и шириной с плитку большого шоколада «Алёнка». По бокам — два колеса от игрушечной машинки. Сверху — чёрная батарея, под которой торчат провода. За один из них держится создатель. Для демонстрации робота ставят на пол. Управляется он через планшет. Колеса крутятся — и робот едет.

— Себестоимость вашего проекта? — спрашивает член жюри, поглядывая в свой экспертный лист.

— Около полутора тысяч. Самая дорогая здесь — батарея, — отвечает разработчик Александр КРУЧИНКИН.

Робот пригоден для перевозок тяжестей. Сразу, чтобы не томить, скажу — проект получил третье место.

У следующего проекта
три разработчика. Одна из них — девушка.

— Какая твоя роль в команде? — спрашиваю её.

— Экономическая, — девушку зовут Анжела. — И цель нашего проекта — это экономия электроэнергии на улицах города. Изобретение, кстати, окупится за три года.

Анжела демонстрирует изобретение с названием «Интеллектуальное освещение». Выглядит всё довольно просто: три бумажные белые коробки стоят на расстоянии друг от друга, а внутри у них — провода. И лампочки. Только подносишь руку к первой коробке, вторая уже засветилась. Приблизился ко второй — заработала третья. Рука оказалась у третьей — первая сама выключилась.

— Изобретения, где свет включается автоматически, уже есть, но у них загорается та лампа, к которой человек подходит. И часто они не срабатывают. Наши же не дают сбой из-за общения между устройствами, — комментируют разработку авторы.

— А по какому принципу свет включается? — задаёт вопрос эксперт.

— Здесь два датчика — один реагирует на машины, другой — на людей. Из-за животных не сработает, требуются определённые размеры; человек должен быть около 120 сантиметров ростом. А если ярко светит луна, яркость фонарей можно снизить, — объясняют устройство создатели.

Ребята (Юрий ЕРОНИН, Андрей и Анжелика СЕМЁНОВЫ, брат и сестра) заранее провели эксперимент на улице Киренского. Ночью с субботы на воскресенье датчик не работал 83% времени. Представляете экономию? Единственное, что меня смутило, — это рост. Ведь зимой темнеет рано, и часов в 6 вечера дети ниже 120 см всё ещё бродят по улицам. Как бы их за дворовую кошку не посчитали эти датчики. Но ребята таки победили. Ещё успеют доработать проект до «Бирюсы»!

На следующем столе разместился ватман со снимками деталей машины, материалов и рисунка каркаса. Проект «Каркас безопасности для спортивных авто». Суть в том, что разработчики предлагают использовать 50-ю трубу, когда обычно все берут 45-ю. При общей безопасности автомобиль становится легче. Это влияет на тормозную динамику и устойчивость, как минимум. Ребята — Илья САВЕЛЬЕВ и Дмитрий СОКОЛОВ — потратили на проект две недели, работая по 6 часов в день. Их наградили сертификатами участников.

Следующее изобретение: на столе импровизированные самодельные ступеньки и… антропоморфный робот! Такой, каким я и представляла всегда робота — с руками и ногами.

" alt="" />

— Роботы могут проводить разведку и манипулировать предметами. Мой же проходит препятствия, — объясняет создатель Дмитрий КОЗЛОВ. — Задаётся пункт назначения, и робот сам думает, как его достичь.

Студент ввёл команду на компьютере, робот поднял ногу и поставил её на первую ступень, на вторую… пока не прошёл всё препятствие, как поднимаясь, так и спускаясь.

— Дальше есть мысль поставить на него камеру, чтобы было машинное зрение. Применять можно в военной и промышленной сфере.

Последним и самым масштабным, во всяком случае по размеру, проектом оказался «Smartmoto» — электробайк. Белый с синими полосками, чем-то напоминающий полицейский. А стыки деталей так сварены, что видно — это ручная работа. Принцип устройства примерно такой же, как у электромобилей, но из-за размеров байк более мобильный.

— Коммерциализировать проект мы пока не планируем, хотя полный бизнес–план прописан. А самое важное в нём — экологичность, — объяснили суть изобретения создатели «Электробайка класса L1 L3» Сергей ВЕТРОВ, Дмитрий ОКЛАДНИКОВ, Цолак АСАТРЯН. И получили за него призовое второе место!

Анастасия БУЛАВИНОВА, ИФиЯК

Похожие материалы