Как сделать программу по стандартам Евросоюза

С началом учебного года в СФУ приступили к активной фазе реализации проекта «Прикладные программы в области космических исследований и интеллектуальных робототехнических систем / Applied curricula in space exploration and intelligent robotic systems — APPLE» в рамках европейской программы ERASMUS+.

О том, как сотрудничество с Евросоюзом изменит процесс обучения в Институте космических и информационных технологий в ближайшие годы и какие возможности это открывает для преподавателей и студентов, разберёмся прямо сейчас.

Начнём с того, что СФУ стал участником данного проекта в 2016 году. Проект рассчитан на четыре года и не требует софинансирования со стороны университета, размер гранта составляет 1 миллион евро. Основная цель — модернизация существующих учебных программ, связанных с освоением космоса и интеллектуальными робототехническими системами на основе новейших европейских разработок в этой области. Кроме того, в рамках проекта в СФУ на базе ИКИТ будет создана учебная лаборатория RoboLab, а для обеспечения связи выпускник-работодатель для специальностей, связанных с космическими технологиями, появится общественная организация Офис «Tetra».

Координатор проекта со стороны СФУ заведующий кафедрой вычислительной техники ИКИТ, профессор Олег Владимирович НЕПОМНЯЩИЙ рассказывает:

— ERASMUS+ — это масштабная европейская программа, которая направлена на поддержку университетов и организацию их взаимодействия и создания единой академической среды не только в Европе, но и в Азии. Европейцам поддержка таких проектов тоже выгодна: происходит академический обмен преподавателями, научными идеями. Ведь в современном мире невозможно не только в отдельно взятой группе, но теперь уже и в отдельно взятой стране добиться значительных успехов в науке, технике и технологиях.

На сегодняшний день мы приняли участие в двух рабочих встречах в Берлине, разработали и утвердили планы действий, создали рабочую группу. Теперь готовимся к первому обучению — тренинг для преподавателей состоится в феврале 2018 года в Институте Томаса Мура в Бельгии. Наши зарубежные коллеги предоставили нам материалы по учебному процессу: презентации, описание проектов. Сейчас активно изучаем их и совершенствуем свой английский.

Кроме того, уже оформлена заявка и утверждена смета на покупку оборудования для учебной лаборатории интеллектуальных робототехнических систем космического применения RoboLab. Она будет оснащена специализированным и учебным оборудованием.

Но чем же всё-таки так принципиально отличаются нынешние учебные программы СФУ от европейских? «В отличие от зарубежных коллег, по моему мнению, мы стоим ближе к производству, — говорит Олег Владимирович. — У нас рядом целая плеяда крупных предприятий: «ФГУП «Радиосвязь», «АО ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва», КБ «Искра». Мы тесно работаем с ними, это наше несомненное преимущество. С другой стороны, европейское образование не настолько узкоспециализировано, учебные программы удивительно разносторонние. Проект ERASMUS+ «APPLE» как раз позволяет объединить эти два подхода, использовать зарубежный опыт, научиться тому, чего не хватает. Мы берём то, что сами считаем нужным, и адаптируем под свой образовательный процесс».

По сути, участие в проекте даёт возможность улучшить существующие учебные программы на основе европейского опыта и подготовить преподавателей, которые в дальнейшем будут вести модернизированные дисциплины. Предусмотрен даже особый кадровый подход. Так, сейчас в рамках работы над проектом за каждым опытным преподавателем закреплён один преподаватель с небольшим опытом работы и один начинающий. Ведь «учить по-европейски» тоже нужно научиться, и здесь очень важна преемственность.

На вопрос, что даст участие в проекте и модернизирование программ студентам и преподавателям СФУ, Олег Владимирович отвечает: «Космос — это всегда перспективно, а новые предметы — всегда увлекательно. Тем более, когда речь идёт о прикладных учебных программах. Мы, например, разрабатываем с Санкт-Петербургским политехническим университетом (тоже участник проекта) программу удалённого доступа к роботам.

То есть студент из Красноярска сможет с компьютера или сотового телефона программировать робота, который находится в Санкт-Петербурге, через веб-интерфейс смотреть, как робот выполняет действия, и при этом сдавать зачёт или экзамен в режиме удалённого доступа.

А что касается преподавателей — все мы немного энтузиасты. И развить свои профессиональные навыки, выйти на новый, международный уровень преподавания, понять, как это делают за рубежом — очень интересно».

Важно отметить, что программа, которую предстоит модернизировать в рамках проекта, уже выбрана: преподавать по-европейски в ИКИТ будут магистерскую программу «Микропроцессорные системы» направления «Информатика и вычислительная техника».

«Мы выбрали магистерскую программу и определились со списком дисциплин, которые будут модифицированы, — рассказывает участник рабочей группы проекта, доцент кафедры вычислительной техники ИКИТ Наталья Юрьевна СИРОТИНИНА. — Это порядка пяти специальных дисциплин, а также дисциплины, рассчитанные на развитие soft skills — социально-коммуникативных навыков, повышающих успешность выпускника независимо от его специализации. Кроме того, те дисциплины, которые мы отобрали, фактически составляют модуль магистерской программы, его мы планируем предлагать для обучения иностранным студентам. То есть одним проектом мы решаем сразу две проблемы: с одной стороны, поднимаем качество нашей программы, а с другой стороны, используя зарубежные методические материалы, создаём модуль для студентов из других стран».

Предполагается, что 2017-2018 годы будут посвящены подготовке кадров и учебных материалов, в 2019 году пройдёт пилотное обучение по новой программе. А в следующие пять лет преподавание модернизированных дисциплин будет проходить в СФУ при сопровождении Евросоюза.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы