Допрос с пристрастием


Адвокат: Вы помните куда направились?

Обвиняемый: Ну, приехали в торговый комплекс, а там эвакуация какая-то. Все бегают, орут, люди в масках…

А теперь время выдохнуть. Никакой эвакуации ТРЦ не было. Это учебная ситуация для магистрантов-второкурсников направления «Адвокат в судебном процессе» в рамках тренинга по теме «Допрос».

Тренинг разработали преподаватели Юридического института СФУ совместно с известными адвокатами нашего города. Специально для него даже было снято учебное видео: магистрантам в качестве материалов дела представлена запись с видеорегистратора таксиста. На ней — разговор двух пассажиров, которые в шутливом тоне, но употребляют слова «бомба», «взрыв», что, по задумке разработчиков, насторожило таксиста, и он позвонил в полицию. Теперь эти два «шутника» должны ответить за свои слова перед судом по обвинению по статье 207 УК РФ «Заведомо ложные сообщения об акте терроризма», а задача будущих адвокатов — осуществлять их защиту.

Прототипом учебного дела стала ситуация, которая освещалась в СМИ. И хотя детали дела вымышлены, вопросы перед магистрантами стоят реальные: где грань между шуткой и преступлением? Как доказать, что случайные глупые слова и терроризм — это не одно и то же? Да и как самим разобраться в том, что на самом деле имели в виду их клиенты, чтобы выстроить чёткую линию защиты?

Кстати, в импровизированном судебном заседании в роли прокурора начинающим защитникам противостоит профессиональный адвокат. Да и «клиенты», которых предстоит допрашивать и защищать, в жизни — опытные адвокаты. Вот уж где тренируется навык не бояться авторитетов!

«Нельзя скатываться в спор и пререкания», — объясняет ребятам доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Александр Александрович БРЕСТЕР после допроса свидетеля, где они слишком увлеклись соревнованием с прокурором. «Хороший допрос — это вопрос навыка, за один-два тренинга этому не обучишь. Но на тренинге мы можем направить студентов, показать, где их слабые места, чтобы они могли подумать над этим», — объясняет он.

Перед допросом подзащитных ребятам снова предстоит разобраться в тактике, обсудить ключевые моменты с защитой второго обвиняемого... На весь судебный процесс у будущих адвокатов — 5 часов, за активной работой время летит незаметно.

Магистрантка Мария ДОБ­РОВА рассказывает: «Такие тренинги — это всегда что-то новое. В жизни, может быть, мы и не столкнёмся с таким делом, а здесь есть возможность не только поучиться искусству допроса, но и посмотреть с другой стороны на те навыки, которые мы уже имеем, применить их в новой сфере.

Ещё один плюс: наши тренеры работают профессиональными адвокатами, они знают, как такой судебный процесс проходит в реальной жизни.

Прокурор, например, был довольно жёстким, строгим. Это позволит нам не растеряться, когда мы встретимся с этим в реальном процессе, это такая тренировка своей реакции в учебных условиях. Для нас это, конечно, очень полезно».

Кстати, про тренеров. Вот, казалось бы, зачем серьёзным взрослым людям, давно и успешно работающии адвокатами, тратить целый (между прочим, рабочий) день на тренинг с магистрантами?

Объясняет адвокат Павел КИРЕЕВ: «Главное — это просто интересно. Но можно выделить и несколько моментов. Для собственного развития — это раз. Второе — интересно общаться с людьми: со студентами, у которых взгляд ещё не замылен существующей практикой, с командой тренеров. Это уникальная вещь, потому что, действительно, все очень заняты, все мы — состоявшиеся адвокаты, у всех своя практика, но такие тренинги — это своеобразная отдушина и ощущение причастности к хорошему делу».

Стоит отметить, что тренинги ребятам не в новинку. На первом курсе магистратуры они уже участвовали в аналогичном учебном мероприятии, поэтому на нынешнем чувствуют себя уверенно. Однако предложенный игровой формат — важная, но не основная составляющая обучения в магистратуре. Помимо этого ребята занимаются научной работой, многие из них продолжают обучение в аспирантуре. Например, Людмила БЕЛЕЦКАЯ в прошлом году ещё участвовала в тренинге как студентка, а в этом — она уже аспирантка и помогает тренерской команде. «Да, сегодня я по другую сторону баррикад. И тем интереснее», — говорит она.

А вот и итоги. «С точки зрения организации мы показали и использовали всё, что хотели, — рассказывает А.А. Брестер. — С точки зрения работы студентов: всегда можно лучше, и это нормально. Ведь ребята действуют в ситуации нехватки времени, акцентированного внимания. Но мы получаем индикатор: над чем работать дальше, чему уделить больше внимания. В целом они справились».

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы