«Гуманитарная помощь» на заказ


Два года назад преподаватели кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации ИФиЯК организовали филологическую школу для детей. Первыми её слушателями стали учащиеся шестых и седьмых классов гимназии № 13 и лицея № 9.

Первые занятия были посвящены знакомству с филологией как наукой и её практическим применением. Детям объясняли, что специальные знания в этой области необходимы не только будущим учителям русского языка и литературы — они нужны в журналистике и делопроизводстве; в пиаре и рекламном деле. Лингвистическая экспертиза текста востребована, например, в судебной практике и т.д.

Подробнее о гуманитарном просвещении старшеклассников мы попросили рассказать заведующую кафедрой, доктора филологических наук, доцента Ирину Владимировну ЕВСЕЕВУ.

— У педагогов гимназии № 13 в Академгородке, где уже давно работают профильные физико-математические классы, два года назад возникла идея усилить гуманитарное направление. Так, с 2016 года стали набирать лингво-филологический класс с углублённым изучением литературы, русского и английского языков, который нам было предложено сопровождать. Эта гимназия — базовая площадка для нашего института, она является работодателем по ряду образовательных программ, поэтому мы рекомендуем своим студентам выбирать её для прохождения педагогической практики. К тому же один из учителей-русистов гимназии — Надежда Владимировна ЗОЛОТУХИНА обучает наших студентов методике преподавания русского языка и руководит на базе гимназии практикой бакалавров.

В июне 2016 года между этой школой и ИФиЯК был заключён договор о сотрудничестве, где подробно прописаны условия взаимодействия. Мы проводим занятия с детьми, углублённо изучающими английский, русский язык и литературу. Преподаватели кафедры развивают их филологический и лингвистический кругозор, дают знания сверх школьной программы.

Каждый сентябрь встречам класс «Л» у себя в стенах университета, приветствуем детей, проводим познавательно-развлекательные мероприятия в течение часа — небольшие викторины, игры.

Ребята приходят в университет вместе с родителями и учителями — так мы открываем учебный год. Потом раз в неделю или один раз в две недели наши преподаватели ведут занятия уже на территории гимназии.

— Чем пытаетесь заинтересовать учащихся?

— В этом году занимаемся с восьмыми и седьмыми классами — выступаем с научно-популярными лекциями, проводим мастер-классы, беседы. Например, недавно интерактивную лекцию на тему «История русской азбуки от Кирилла и Мефодия до наших дней» прочитала кандидат филологических наук Тамара Николаевна ЖУРАВЕЛЬ. Преподаватель настолько хорошо настроилась на детей, на их мир, что ребята отметили это занятие как одно из самых интересных!

Восторженные отзывы вызвал мастер-класс «Расшифровка рукописи», проведённый аспирантом кафедры Оксаной Алексеевной ТОЛСТОНОЖЕНКО. Интересна гимназистам была и интерактивная лекция «Риторика (как придумывать тексты)», прочитанная Татьяной Робертовной РУМЯНЦЕВОЙ.

— Как выбираете темы? По-моему, некоторые из них звучат замысловато, например, «Методика работы с экранизацией художественного текста (на примере экранизации произведений о Ш. Холмсе)»…

— Сама тема может звучать сложно, но преподаватели, работающие со школьниками, ориентируются именно на детское сознание, объясняют доступно. Филологический класс углублённо изучает литературу, а литература тесно взаимодействует с кинематографией. Лектор показывает, как художественные произведения поддаются экранизации и какие изменения в этой связи происходят; что видит режиссёр, какие проводит параллели и т.д. Каждый раз в июне мы встречаемся с учителями и вместе решаем, что важно донести до учащихся в следующем учебном году.

Одно из пожеланий педагогов гимназии — готовить ребят к олимпиадам по русскому языку. Но это очень серьёзная работа на постоянной основе, и пока кафедра не может такую услугу предоставить. Филологическая школа для преподавателей института — дело добровольное, можно сказать — гуманитарная помощь школьникам, интересующимся филологией. Но есть у нас и свой «корыстный» интерес — профориентация, и мы очень хотим заинтересовать ребят своей наукой. Поэтому предложили администрации гимназии в будущем учебном году сопровождать детей, которые хотели бы выступать на научно-практических конференциях.

— Чем именно будете помогать?

— В первую очередь, консультациями — это выбор тем докладов, подбор литературы. Научим ребят собирать и систематизировать материал. Уже есть предварительная договорённость с русистами гуманитарных классов, что они дадут своим ученикам на лето домашнее задание как раз по сбору материала для будущих творческих работ.

— Вузовские лекторы легко вживаются в образ школьного учителя?

— К сожалению, далеко не все преподаватели нашего института обладают педагогическим умением работать со школьниками, ведь внимание ребят необходимо постоянно удерживать, и каждые 10-15 минут нужна смена деятельности. После таких занятий (длятся они, как обычный школьный урок — 45 минут) выходишь из класса как выжатый лимон.

Сейчас мы анализируем отзывы детей, и на будущий год с ними будут заниматься те преподаватели ИФиЯК, которые нашли к ученикам подход и сумели их заинтересовать предметом.

— Ирина Владимировна, вы тоже выступали в роли лектора филологической школы, как дети ведут себя на занятиях?

— Они очень активны! Я читала им научно-популярную лекцию о речевом этикете в России и других странах. Как приветствуют, в какой форме люди обращаются друг к другу, как это представлено в разных языках. Живой материал, лежащий на поверхности, поэтому и встреча прошла, на мой взгляд, интересно, с использованием игровой формы. На занятии присутствовали и некоторые родители.

— Занимаются ли преподаватели вашей кафедры филологическим просвещением горожан? Планируете ли вести занятия филологической школы в других образовательных учреждениях города?

— Осенью 2017 года в Красноярской краевой юношеской библиотеке (на ул. Щорса), по приглашению сотрудников этой библиотеки, несколько занятий со школьниками провёл аспирант нашей кафедры Евгений Сергеевич СМИРНОВ. В прошлом учебном году мы приглашали на занятия к нам в университет, а потом и в Академгородок, в гимназию № 13, детей из правобережного лицея № 9. Однако из-за удалённости контакт был прерван.

— Задействованы ли в работе филологической школы преподаватели других кафедр ИФиЯК?

— Конечно! Например, к нам подключились преподаватели кафедры романских языков и прикладной лингвистики, а также кафедры восточных языков и кафедры русского языка как иностранного. В этом учебном году школьники смогли послушать, к примеру, такие «экзотические» темы, как: «Испанский язык: учимся приветствовать друг друга» или «Зачем нужны модальные глаголы в английском языке?».

— Планируете ли привлекать студентов к работе школы?

— Студентов мы пока не приглашали, а вот аспирантам и магистрантам (как минимум второго курса) обязательно предложим выступить на будущий год в качестве консультантов при подготовке старшеклассников к научно-практическим конференциям. Сейчас нарабатываем «пул» научно-популярных лекций, тренингов, мастер-классов и, возможно, в будущем подадим заявку на грант, чтобы не только укрепить позиции филологической школы и способствовать её развитию, но и материально поддержать преподавателей.

Вера КИРИЧЕНКО

Что было зимой-2018

>> 30 января занятие филологической школы в 7Л классе провела старший преподаватель Ольга Николаевна Варламова (на фото). Ребята совместно с педагогом создавали речевой портрет современного школьника, выявляя особенности собственного речевого поведения. Работа оказалась очень увлекательной. Услышав известные слова с ошибками, в том числе связанными с вставкой и выкидкой звуков (понДравиться, еслив, драсьте, ложить, учаВствовать), семиклассники привели множество своих примеров. «Опознали» школьники и сленгизмы, которые используют современные подростки: расслабуха, батониться, угарать, стиралка, мазюкало, контроша.

>> 15 февраля в 7 и 8 классах доцент Екатерина Игоревна Шевчугова (на фото вверху) говорила с ребятами о методике работы с экранизацией художественного текста на примере фильмов о Шерлоке Холмсе. В ходе урока стало ясно, что даже о современном массовом кино, рассчитанном на широкого зрителя, возможно говорить, используя «серьёзные» категории: герой, образ, деталь, ключевые черты, интерьер, автохарактеристика персонажа и т.д. Это позволяет сформулировать своё отношение к фильму не просто на уровне «нравится — не нравится» или «похоже — не похоже», но использовать экранизацию как подспорье при анализе художественного текста или при написании рецензии.

>> 20 февраля, накануне Международного дня родного языка, доктор филологических наук профессор Ольга Викторовна Фельде обсудила с семиклассниками тему «Русские и русскость в зеркале языка». Гимназисты выяснили, как отражается национальный характер в лексике и фразеологии национального языка, узнали, о чём свидетельствуют парадоксы русской грамматики и загадки семантики. Участники встречи нарисовали вербально-ассоциативный портрет русского человека, в ценностную картину мира которого входят понятия «Родина», «Душа» и «Природа».

Похожие материалы