Как психологи традицию возродили

«Прокачка» мозга, разговор без слов и даже создание своей собственной сказки с главным героем — всё это лишь часть программы Дней психологии-2018, проходивших на базе Института педагогики, психологии и социологии СФУ.

С 9 по 13 апреля можно было посетить открытые лекции, стать участниками психологических игр, побывать на мастер-классах ведущих психологов и многое другое. Заведующая кафедрой психологии развития и консультирования ИППС, канд. психол. наук Е.Ю. ФЕДОРЕНКО открыла тайну: новое яркое событие в жизни института — не что иное, как хорошо забытое старое.

— Когда в нашем университете только-только зарождался психологический факультет (кстати, я одна из первых его выпускниц), зародилась и традиция каждый год по весне проводить Дни психологии, — рассказывает Елена Юрьевна. — Потом она была прервана по ряду причин: происходило объединение кафедр, появлялись новые институты, менялся состав преподавателей. В этом году мы решили традицию возобновить.

Импонирует то, что эти дни становятся объединяющим событием для всех студентов, обучающихся на психологическом и психолого-педагогическом направлениях, что очень важно, поскольку они замечательно друг друга дополняют. Дни психологии готовили и организовывали магистранты-психологи вместе с преподавателями. Мероприятия могли посещать все желающие, и к нам приезжали старшеклассники с учителями и родителями, участвовали в мастер-классах. На Днях психологии присутствовали и педагоги, социологи и пиарщики СФУ; те, кто получает второе высшее образование; много было преподавателей психологии из других вузов, а также просто интересующихся психологией людей.

— Кто разрабатывал темы мастер-классов?

— В течение полугода сотрудники нашей кафедры обсуждали идеи совместно с магистрантами и студентами старших курсов. Мы старались уйти от строго лекционного или семинарского формата, а предложить такую интерактивную форму, в которой можно было бы и испытать эмоциии, испробовать себя, задействуя свои ресурсы. Было выбрано несколько форматов. Первый — это открытые лекции ведущих специалистов в области психологии на актуальные темы. Наиболее популярными из них оказались «Влияния и манипуляции», «Психология любви».

Второй формат — мастер-классы магистрантов второго года обучения (выпускников). Например, они проводили тренинги, нацеленные на то, чтобы обнаружить собственные ресурсы или дефициты в той или иной области (тренинг в области коммуникации, психологических арт-практик) и т.д.

Третий формат — события внутри колодца корпуса №1. На больших переменах были организованы короткие психологические игры для студентов, причём ребята могли сразу же получить результат и быстро обсудить его с психологами.

Четвёртый формат — постерные сессии. Мы установили несколько переносных конструкций, на которых представили студенческие научные работы, и можно было подойти и посмотреть, что может являться предметом исследования в психологии, и прочесть синопсисы (очень многих, кстати, темы заинтересовали).

Пятый формат назывался «Возьми книгу по психологии с собой». В колодце мы поставили стеллаж, который постоянно пополнялся специальной литературой. Кроме книг по психологии предлагали и журналы — сборники научных конференций, в которых можно было познакомиться с современными исследованиями в психологии. Всю неделю ребята подходили, выбирали себе книги, а рядом со стеллажом постоянно дежурили магистранты-консультанты, которые подсказывали, в каких книгах и на какие вопросы можно найти ответы.

Был и ещё один формат — «Приглашённый специалист». У нас прошла сессия по коучингу и мастер-класс по психодраме, который проводился за пределами университета, в Центре современной психотерапии.

— Какие задачи вы ставили, возобновляя Дни психологии, и что получили на выходе?

— Во-первых, это популяризация науки о человеке, о душе, о психике. Мы хотели привлечь внимание к психологическим практикам развития ресурсов человека. И удовлетворены тем, что так много людей у нас побывали, и отзывы все очень хорошие! Во-вторых, профориентация. Мы хотим привлечь творческих и стремящихся к развитию и самопознанию людей, ориентированных на построение практик развития, на оказание помощи. Очень хочется, чтобы в наш институт на первый курс бакалавриата и магистратуры поступили способные, интересные ребята. И, наконец, в-третьих — поскольку это совместный проект преподавателей и студентов, мы смогли поработать в команде, почувствовать друг друга и вместе пройти путь от замысла до результата.

— И напоследок: очередные Дни психологии — ровно через год?

— Мы очень хотим закрепить эту замечательную традицию. Любопытно, что наши Дни предшествовали двум другим важным для нас событиям — XXV Всероссийской конференции «Практики развития: замыслы, технологии, контексты» (19-21 апреля) и Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный–2018», на которых уже с научными докладами выступали наши лучшие магистранты.

Вера КИРИЧЕНКО

«Пришла пора, она влюбилась»

Мелом на доске — «Любовь». О чём-то из жизни людей или всё-таки о предмете науки? О философском или бытовом?

Ярким аккордом Дней психологии стала лекция с говорящим названием «О любви». Борис Иосифович ХАСАН, колоритный и умудрённый жизнью профессор, рассказал о самом таинственном явлении всех времён.

Вы когда-нибудь задумывались, почему «про это» (как в стихотворении Маяковского) интересно знать? Когда и в связи с чем обостряется этот интерес? Вот два ключевых вопроса исследований Бориса Иосифовича, на которые он предложил слушателям также попробовать отыскать ответ. Любовь не годится в качестве научного предмета — границы слишком размыты. Это то, что волнует человека всегда, это что-то из жизни — необходимое, неизбежное.

«Любовь — это кратковременное повышение уровня дофамина, норадреналина, пролактина, люлеберина, окситацина», по словам Фредерика БЕГБЕДЕРА. Как это сухо, как искусственно, как по-научному. Полная противоположность мыслям Хасана. Готова поспорить, что и большинству из нас не понравится такое определение. А где же бабочки в животе? Ведь это магия настоящая, когда при виде одного человека внутри всё «встаёт на уши». Преступление — заключать в пять гормонов объект своего обожания.

Борис Иосифович Хасан выделил три ключевых заблуждения человека «в этом»:

1. Любовь, как ни крути, не может быть симметричной.

2. Никто не готов к динамике отношений, а отсутствие динамики — это ключевой источник переживаний.

3. Любви невозможно обучить. Её можно пытаться объяснить, понять, принять, забыть, отвергнуть, но научиться любить — нельзя.

Человек всегда ждёт любовь, без исключений. Если нет этого состояния ожидания — вы больны или мертвы. Да и ждут по-разному: здесь и сейчас; или же переживая прошлую историю.

Знаете, как писал Константин СИМОНОВ — «все романы обычно на свадьбе кончают недаром, потому что не знают, что делать с героем потом». Лектор не раз привёл эту цитату. Кажется, её не стоит даже подтверждать фактами. «Семья — ячейка общества», — вспомнил Борис Хасан определение советских времён. Это как тот же набор гормонов. Пугающе сухо, чересчур прагматично. Брак в таком утилитарном понимании действительно можно назвать «икрой на завтрак».

Что я узнала нового о любви? Скорее, задалась вопросами. Почему «про это» интересно знать? Когда и в связи с чем обостряется этот интерес? Кажется, это идёт изнутри. Такое странное, но понятное чувство. Оно несёт нас вверх, поднимает над землёй. Живёт в нас на протяжении всей жизни и просыпается в самые неожиданные, но в то же время нужные моменты...

Арина ТАРАСОВА, 1 курс ИФиЯК

Похожие материалы